По мере развития на криптовалютном рынке стали появляться деривативы, аналогичные тем, что последние десятилетия возникли в традиционной финансовой сфере. Но им приходится преодолевать преграды, обусловленные фундаментальными отличиями децентрализованных систем от классических финансовых инструментов. Новые цифровые активы требуют новых моделей ценообразования, и простое копирование принципов создания деривативов не подходит. Рассмотрим новый криптодеривативный протокол DYMMAX, который решает ранее не решенную проблему, связанную с созданием опционов на криптовалюты.
Об опционах
Опцион — это контракт, где продавец берет на себя обязательство продать актив в конкретный период времени по заранее указанной цене, а покупатель получает право (важно — это не обязательство) приобрести товар. Наличие у покупателя права, а не обязательства на приобретение актива отличиает опционы от фьючерсов. Цена, по которой актив может быть приобретен, называется ценой страйк. За приобретение опциона покупатель платит премию, которая должна быть справедливой и быть интересной как продавцу, так и покупателю.
Опционы бывают двух видов — put (контракт на право продажи) и call (контракт на право покупки). Рассмотрим, когда опцион приносит покупателю прибыль. Например, инвестор хочет приобрести акции, которые торгуются по цене $110, и покупает опциона Call со страйком $100 заплатил премию $10Если на момент экспирации цена акции будет выше цены страйк опциона Call, то такой опцион будет исполнен по цене страйк, и покупатель получит акции по цене $100 за акцию. Но для положительного результата операции прибыль по контракту должна быть выше ранее уплаченной покупателем премии, например, при цене акции в $110 покупатель останется “при своих” получив $10 прибыли и заплатив $10 премии. Продавец в этом случае также останется в безубытке. В противоположной ситуации, для покупателя при снижении цены акции до $80, опцион исполнен не будет, и убыток покупатель составит $10 (уплаченная премия), а прибыль продавца составит $10 (полученная премия). Важным свойством опционов является ограниченность прибыли продавца опциона и неограниченность его убытка, а для покупателя неограниченность прибыли и ограниченность убытка.
Как вычисляется цена опционного контракта? Самой известной формулой для вычисления премии считается формула Блэка-Шоулза, впервые выведенная американскими исследователями Фишером Блэком, Майроном Шоулзом и Робертом Мертоном в 1973 году. В 1997 году за свою модель Шоулз и Мертон стали лауреатами Нобелевской премии. Их метод предполагал расчет справедливой цены опциона на основе цены базового актива в текущий момент, времени до экспирации контракта, волатильности и процентной ставки.
Модель Блэка-Шоулза спровоцировала революцию на традиционном финансовом рынке в 70-е годы и считалась впоследствии настолько успешной, что ее попытались перенести и в криптовалютный мир. Но взрывного роста криптодеривативов не произошло. Почему? У этого было несколько причин.
Проблемы децентрализованных и криптовалютных опционов
Высокая волатильность криптоактивов, которая вычисляется на основе исторических данных, приводила по формуле Блэка-Шоулза к расчету высоких премий. Чтобы оправдать покупку опционов по таким ценам, разница между ценой страйк и текущей ценой базового актива в момент экспирации/исполнения опциона должна быть огромной. Только в таком случае удастся выйти в прибыль.
Если для расчета взять не историческую волатильность, а а подразумеваемую (IV), как это делается на ряде централизованных криптобирж, то премии (цены на опционные контракты) оказываются в полной зависимости от ожиданий маркет-мейкеров.
С помощью смарт-контрактов можно исключить участие третьих сторон при заключении опционного контракта. Но и это не стало решением проблемы. Представим, что покупатель А хочет купить опцион Call на пару ETH/USDT со страйком $360, а пользователь B готов продать такой контракт. Из-за отсутствия биржи или третьей стороны, гарантирующей выполнение контракта, используется смарт-контракт. Оба участника контракта вносят на него полное обеспечение: покупатель A вносит $360 в USDT, чтобы обеспечить возможность покупки 1 ETH по цене 360 USDT на день экспирации, а грантор B вносит 1 ETH, чтобы гарантировать возможность продажи 1 ETH. За эту операцию Bob получает премию, которую сам устанавливает при совершении сделки. Таким образом суммарно участники блокируют в смарт-контакте 200% от цены страйк — $360 и 1 ETH. До экспирации контракта эти активы заморожены и никак не работают ни на продавца, ни на покупателя. Они просто лежат и ждут своего часа. Из-за этого продавцы стремятся повысить доходность за счет увеличения премий. Но в таком случае покупка опционов теряет привлекательность в глазах покупателей. Как мы уже объясняли выше, разрыв между текущей ценой базового актива и ценой страйк должен быть больше премии, чтобы покупатель смог выйти в прибыль.
Модель ценообразования DYMMAX
DeFi-протокол DYMMAX для создания криптовалютных опционов использует модель ценообразования parimutuel betting with fixed odds для расчета премий опционов, разработанную учеными Стэнфордского университета. Есть и еще одно существенное отличие — отсутствие маркет-мейкера, котирующего контракт с определенным спредом от рассчитанной им ожидаемой волатильности (IV). Вместо привычной системы с маркет-мейкером была разработана система с автоматически пролонгирующим 24 часовом аукционе. Весь алгоритм эмиссии аукциона можно изложить в несколько шагов:
- Инициализация аукциона;
- Сбор лимит-заявок в течении 24 часов;
- Закрытие аукциона с пересчетом премий и АТМ страйка;
- Исполнение и отклонение поданных заявок;
- Возврат обеспечения по отклоненным заявкам;
- Выпуск опционов в виде ERC20 токенов и отправка токенов владельцам;
- Инициализация нового 24х часового аукциона.
Существование общего денежного пула, не требующего внесения полного обеспечения контракта, гарантирует выплаты всем участникам при любом рыночном сценарии.
К идее использования такой инновационной модели подтолкнул длительный анализ проблем существующих проектов. Создатели DYMMAX исследовали проблемы деривативов на нехеджируемые активы, а также изучили опыт NASDAQ в создании опционов на погоду.
Протокол DYMMAX предоставляет следующие преимущства по сравнения с проектами на основе классической схемы:
- Отсутствует необходимость в наличии продавцов;
- Не требуется залоговое обеспечение;
- Эффект плеча до 1:20;
- Гарантия выплат при любой сценарии;
- Отсутствие спреда между ценой покупки и продажи.
DYMMAX разработала 3 базовые стратегии, рассчитанные на различные рыночные фазы, такие как рост, стагнация и падение. Это помогает пользователям, незнакомым с производными инструментами, начать работу с криптовалютными деривативами. Опционные контракты этих стратегий базируются на расчетных опционах и не предусматривают поставки. За счет этого в пулы ликвидности необходимо депонировать только котируемый актив. Например, для пары ETH/USDT пул ликвидности будет состоять только из токенов USDT.
Процесс депонирования состоит из нескольких этапов:
- Депонирование токена от участника в пул ликвидности;
- Эмиссия токенов протокола осуществляется по текущему курсу к базовому токену; например, если премия пула составляет 10%, то участник должен депонировать 1.1 USDT, чтобы вызвать эмиссию 1 dmUSDT;
- После депонирования токены USDT автоматически становятся доступны для использования в аукционах;
- Перевод в аукцион токенов USDT в соответствии с текущими параметрами profit/loss;
- Токены USDT блокируются в аукционе до экспирации контрактов.
- После экспирации контракта оставшиеся после выплат по опционам USDT токены переводятся обратно в пул ликвидности. Эта сумма состоит из результатов экспирации по заданному курсу, а также комиссий, уплаченных участниками торгов.
- Свободные токены, находящиеся в пуле, могут быть обратно конвертированы держателем токенов.
Участник по факту может конвертировать токены пула обратно в базовые токены по текущему курсу, который определяется результатом работы пула.
В экосистеме DYMMAX одновременно циркулируют различные токены пулов ликвидности — dmUSDT, dmBTC, dmETH и т.д. И все они связаны с управляющим токеном DMX.
Токен DMX
Чтобы добавить какую-то сумму в пул ликвидности, необходимо одновременно заблокировать для стейкинга аналогичную сумму в токенах DMX. При этом чем больше размер пула ликвидности, тем меньше DMX-токенов в обращении. Этот же механизм обеспечивает и минимальный размер пула ликвидности. Держатели DMX токена, которые сфокусированы на получении прибыли за счет стейкинга, должны положить сопоставимую сумму в пул ликвидности.
Таким образом образуется неразрывная связь между токенами пулов dmX и токенами управления DMX. Это поощряет активных участников экосистемы DYMMAX, которые получают прибыль как от стейкинга, так и за счет комиссий, уплаченных участниками аукциона.
На старте работы протокола DYMMAX владельцами управляющих токенов DMX выступят участники первичного биржевого предложения, которое стартовало 20 ноября на криптобирже Probit. В рамках токенсейла на продажу выставлены 2,1 млн токенов DMX (эмиссия DMX ограничена 10 млн токенов) по цене 1,25 USDT. В первые 25 минут токенсейла проект закрыл softcap. Первый раунд IEO продлится 10 дней и завершится 30 ноября. После завершения первичного биржевого предложения токены DMX появятся в листингах децентрализованных криптобирж Uniswap, 1inch и других.