Два месяца назад я впервые поделился своими мыслями о рынке NFT. Тогда, современный бум только начинался и даже аналитики Listing.Help не ожидали такого резкого роста. Но все же у каждой медали две стороны. В этой статье я постараюсь рассказать о том, что лежит по другую сторону рекордных цен и объемов торгов.
На рубежах хайпа
Сейчас NFT сфера переживает настоящий бум, в ней появились инновации, начиная от децентрализованных маркетплейсов, таких как Rarible, и заканчивая слиянием с технологией DeFi (например, проект niftex); при этом общий объем транзакций NFT за последнее время утроился.
С начала года рынок преодолел два серьезных рубежа. Во-первых, теперь здесь можно встретить постоянно пополняющийся список знаменитостей. И это не только крайности в виде Илона Маска или малоизвестных художников. Кроме того Sotheby’s: известнейший аукционный дом теперь фактически является одним из NFT-маркетплейсов.
С начала года рынок преодолел два серьезных рубежа. Во-первых, теперь здесь можно встретить постоянно пополняющийся список знаменитостей. И это не только крайности в виде Илона Маска или малоизвестных художников. Кроме того Sotheby’s: известнейший аукционный дом теперь фактически является одним из NFT-маркетплейсов.
Второй рубеж — это цена. За последний месяц стало привычным делом слышать о продаже NFT-токенов за миллионы долларов. Твит Джека Дорси — $2,91 млн; Cryptopunks — по $7,5 млн; картина Beeple — $69 млн. Третье самое дорогое произведение ныне живущего автора в истории искусства было продано буквально на наших глазах в виде NFT-токена.
Дихотомия развития
Пристальное внимание к NFT-индустрии и пришедшие большие капиталы только обострили вопросы поиска выгодных инвестиций и будущего развития самого NFT-формата. За пределами этих двух рубежей открывается дихотомия новых рубежей индустрии и страх пузыря на рынке.
Среди новых перспектив прежде всего мы видим развитие и усложнение самого рынка. В ближайшее время недостаточно станет просто написать и задеплоить смарт-контракт для NFT-токена — это от силы 1-2 часа. Тем более не достаточно будет просто загрузить изображение через маркетплейсы Rarible или Opensea (если вы, конечно, не знаменитость).
Кроме того, наши аналитики ожидают появления новых проектов и NFT-коллекций с редкими чертами, продуманностью концепций и особенностями токенов. Примеров подобных разработок становится все больше: такой подход способствовал успеху проектов Cryptopunks, Non-Fungible Pepe и Bastard Gan Punks.
Еще один важный сегмент NFT — токены, связанные со спортом. По данным dappradar первое место по объемам занимает NBA TopShot — маркетплейс NFT-токенов от NBA. Успех и огромная популярность этой площадки складывается из огромной фанатской базы NBA, скорости и дешевизны транзакций блокчейна Flow, а также притока больших капиталов в индустрию. Появление схожих площадок для фанатов футбола, бейсбола, UFC или тенниса — вопрос времени.
Кроме того, сейчас начинается гонка за NFT раритетами. Недавний бум Wrapped MoonCats приведет рынок к поиску токенов и проектов, которые были выпущены энтузиастами до 2020 года. Такие проекты могут обладать дополнительными экспериментальными чертами и другими признаками редкости, что значительно выделит их на фоне современного потока однотипных NFT-токенов.
С другой стороны нельзя забывать о рисках перед NFT-сферой. Прежде всего это вопрос «пузыря». Критика NFT с этой стороны пришла от художника Майка Винкельманна, лучше известный под псевдонимом Beeple (это его работа была продана за $69 млн).
«Если говорить начистоту, я совершенно точно думаю, что это пузырь. Я провожу аналогию с началом интернета. Там был пузырь. И этот пузырь лопнул. Но он не уничтожил интернет.» — заявил Beeple в эфире Fox News Sunday. «Соответственно, я думаю, что технология достаточно сильна, чтобы пережить этот период».
С другой стороны нельзя забывать и о стоящих перед NFT сферой вопросах: можно ли продавать одно и то же произведение дважды, но в виде разных токенов? Как выявить и как реагировать на накрутку торговой истории NFT-токенов? В какие формы выльется взаимодействие сфер NFT и DeFi в ближайшем будущем? Как будет происходить защита и возврат NFT-искусства в случае противоправных действий или его утраты?
Кроме того, остается открытым вопрос о возможной имплементации NFT-технологии в существующую сферу искусства: как современные музеи и галереи смогу включить NFT в свою деятельность? Возможным первой попыткой синтеза станет проект Lazy — новый NFT-маркетплейс Марка Кьюбана. Lazy будет онлайн-галереей, объединяющей работы пользователей с возможностью их демонстрации в социальных сетях.
Бум NFT-сферы еще далек от своего окончания. 2021 год будет отмечен дальнейшим ростом сферы NFT благодаря постоянно растущему интересу. Именно NFT-сегмент является самым простым для понимания и близким для фанатов знаменитостей и спорта. Только в феврале 2021 года объем транзакций NFT достиг $340 млн., что больше, чем весь объем транзакций 2020 года (объем транзакций за март уже приближается к отметке в $600 млн.).
Разработчики продолжают исследовать и развивать NFT как уникальный актив и с новыми примерами использования, начиная от фракционализированного владения до независимого распространения музыки. При этом с ростом значения нашей цифровой идентичности (и, следовательно, цифровой собственности), NFT изменят сам способ восприятия и обмена ценностями в Интернете.