15 апреля 2020

ФРС скупает мусор … Биткоин проводит финальную проверку перед взлетом

Ранее в наших статьях “Ставка ФРС и Биткоин”, “ФРС наносит ответный удар”, “Вертолетные деньги против халвинга Биткоина”, “Биткоин: новая надежда” и “Рынки температурят … Биткоину начхать” мы уже уже копались в макро-трендах . Тем, кто еще не читал эти статьи, советуем взглянуть, так как данный материал является логическим их продолжением, анализирующим сегодняшние события.


ФРС выступили с заявлением о вливании еще $2.3 трлн, но на данном этапе инфляция не страшна США; индексы бьют рекорды; человечество уже прошляпило “лучший” исход протекания COVID19; а Биткоин, тем временем, проверяет приборы, готовясь к пробному взлету. Что дальше?

У каждого свои грабли…

“Торговать на медвежьем рынке невероятно сложно […] Открытие коротких позиций на медвежьем рынке — не то же самое, что и лонг на бычьем. Эти тренды не зеркальны” — Рауль Пол

В подобных ситуациях фондовые рынки настолько непредсказуемы, что даже у профессиональных трейдеров, похоже, больше шансов увеличить депозит за игрой в рулетку. Рынки ведут себя контринтуитивно, но вот кого нам, ходлерам, действительно сложно понять, так это тех, кто не перестает пытаться ловить острые, как лезвие ножа, индексы, проносящиеся мимо со скоростью света.

“Лучшая неделя для американского индустриального индекса с 1938 года” … “Более 16 миллионов американцев потеряли работу за последние три недели”

Это приводит к появлению подобных, “не нуждающихся в модификации мемов”, но если копнуть чуть глубже, то ситуация, изображенная на данном скриншоте, мягко говоря, тревожная. Экономическая модель, способная принять наивысший рост индустриального индекса за последние 90 лет одновременно с величайшим ростом безработицы в истории государства, не только сломана, но и вредоносна. На лицо искажение всех механизмов ценообразования, и акции, изначальной целью которых было отражение поведения подкрепляющих их производств и компаний, теперь не просто отделились, а отправились в открытое плавание, и, будто бы специально, пытаются поймать встречный ветер.

Мы не не гуру технического анализа, но согласитесь, что показатели VIX — волатильности индекса S&P500 — вряд ли можно назвать обыденными:

Индекс волатильности VIX — это оценка предположений инвесторов по поводу волатильности или размаха движения фондового рынка. Проще говоря, значение индекса отражает уровень страха инвесторов по поводу динамики рыночных цен и помогает оценить панику либо излишний оптимизм толпы в отношении фондового рынка.

Не забывайте, что все торгуемые активы, в той или иной степени, взаимосвязаны. И даже золото, зарекомендовавшее себя в качестве защитного актива, “попало под раздачу” и просело на фоне всеобщей паники участников фондового рынка. Всему виной деривативы и подобные инструменты с высоким уровнем левереджа. Когда основные позиции трейдеров стремительно летят вниз, все защитные позиции, призванные минимизировать потери общего портфеля, автоматически ликвидируются. Это стало причиной возникновения разницы между ценами на физическое золото и золотые деривативы. С ростом Биткоина, мы ожидаем подобную ситуацию и в его отношении, но пока это не тема для обсуждения. Некоторые известные аналитики называют сегодняшние показатели волатильности активов на фондовых рынках фазой ликвидации.

Показатели доходности гос. долговых обязательств достиг исторических минимумов.

Но не спешите пытаться поймать падающий нож — исторически низкие показатели еще не означают невозможность дальнейшего падения. Нассим Талеб в “Черном лебеде” невероятно точно подмечает, что люди склонны строить предположения на основе собственного или исторического опыта, словно забывая о возможности новых событий переплюнуть прежние. Помимо этого, взглянув на ситуацию под иным углом, становится видно, что рынки еще не достигли дна:

Падение SPX 2020.

Падение SPX 1929

Но гораздо интереснее в данной ситуации психологическая составляющая (мы затрагивали этот вопрос в предыдущем эссе): пока толстосумы и спекулянты пытаются набить карманы обесценивающимися зелеными, простые обыватели, так называемый средний и низший класс, пытаются свести концы с концами. Вирус продолжает наступать, а правительственные меры по борьбе с COVID19 все ужесточаются. Как долго общество сможет сохранять целостность в подобных условиях?

COVID решил погостить дольше обещанного?

Представьте себе общество, год просидевшее в четырех стенах или шарахавшееся при первом виде прохожего, либо увидев в продуктовом магазине кого-то, кроме продавца. Чувство незащищенности на психологическом уровне неизлечимо никакими денежными стимулами.

ФРС скупает мусор

Помимо этого, федеральный резерв изо всех сил пытается предотвратить дефляцию (мы касались темы скорости обращения денег, непосредственно влияющей на уровень инфляции, который “экономическая верхушка” так отчаянно пытается подавить), неумолимо нависающую над экономикой не только Соединенных Штатов, но и над мировой.

Дело в том, что стабильность современной экономики зависит от трех основных факторов, два из которых знакомы и упоминаются многими: объем денежной массы и объем производства. Проще говоря, сколько напечатано денег и сколько произведено товаров. Теоретически, соотношение этих двух переменных определяет “экономическую погоду”. Но еще более важным является третий фактор, часто остающийся незамеченным. Он является особенно значимым и, по той же причине, особо опасным для любителей управлять экономикой по той простой причине, что ни у одного центробанка, по сути, нет рычагов управления этим показателем. Это — скорость обращения денег.

Скорость обращения денег — это средняя частота, с которой денежная единица используется для приобретения товаров и/или услуг за определенный период времени. И основной проблемой для ФРС и остальных центробанков на сегодняшний день является тот факт, что в силу сложившихся обстоятельств, люди не хотят тратить “свеженапечатанные”, а с остановкой обращения денег печать новых бумажек не приводит к желаемым результатам. Лавина событий, предшествующих официальному заявлению МВФ о рецессии, отбила охоту у каждого более-менее осведомленного жителя планеты покупать телевизор с большей диагональю или паркетник последней модели.

Скорость обращения денег 1961–2020

За байбэками РЕПО и понижением процентной ставки осенью 2019-го последовали торговые войны, за ними нефтяной кризис и COVID19. Вряд ли можно с легкостью вспомнить вереницу событий подобного масштаба, а значит, не исключено, что мы станем свидетелями невиданных ранее экономических событий.

“Но это еще не все, к чему приводит снижение скорости обращения денег: это также подталкивает центробанки ко все более отчаянным попыткам манипулирования денежно-кредитной политикой. И чем больше они вмешиваются, тем ярче разгорится разожженная ими инфляция.” — Майк Малони

Все уже, вероятно, слышали о повсеместном пузыре, о завышенных показателях практически всех известных активов. Прибавьте к этому исторически низкие процентные ставки, драматичное снижение скорости обращения денег и снижение доходности гос. облигаций и вы сможете обрисовать примерный сценарий развития событий.

Но, несмотря на прикованное внимание большинства к этим, несомненно, важным фигурам на экономической шахматной доске, самой властной фигурой остается именно доллар, и последний шаг в истории современной мировой денежно-кредитной политики будет именно за ним. Видите ли, на сегодняшний день подавляющее большинство мировой торговли обеспечивается долларом. Китай — вторая экономика в мире — оказался в западне, купив невероятное количество гос. долга США. Это послужило одной из причин для Китая “слезть” с доллара, заключая договоры с Россией, Индией, Бразилией и ЮАР и скупая золото. Но, к сожалению, этого оказалось недостаточно. На самом деле, учитывая значимость и неоспоримое доминирование Китая на азиатской экономической арене и очевидное превосходство доллара над индексом азиатских валют, исход, подталкиваемый сегодняшним кризисом выглядит для Азии весьма плачевно.

Индекс азиатских валют сформировал гигантский медвежий паттерн “голова и плечи”.

Снижение скорости обращения доллара негативно повлияет не только на Китай (и все азиатские страны), но и на Европу и остальной мир. Это — как игра в музыкальные стулья, когда долга больше, чем долларов, и каждый хочет заполучить место на заветном “долларовом стуле”. Но стульев недостаточно и с каждым следующим раундом очередной стул убирают и платить за доллар приходится все больше и больше.

“Но ведь ФРС только что напечатало $2.3 триллиона” — скажете вы. Дело в том, что все эти сумасшедшие, на первый взгляд, объемы наличности, впрыснутые в экономику США в ответ на практически полную остановку мировой экономики, нацелены на поддержание ликвидности. Низкая скорость обращения доллара нивелирует попытки ФРС, а США уже в совокупности потеряла около $20 трлн и похоже, что печать “новых” долларов не особо помогает решить проблему.

В очередной раз директивные органы прикрывают собственные оплошности заявлениями о спасении среднестатистического гражданина. Очевидно, что вечно это продолжаться не может, особенно на фоне вышеуказанных сгущающихся настроений в обществе и зависимости от стремительно раздувающихся долгов.

Биткоин: 11 лет, полет нормальный

“Исторически мы наблюдали рост цен в течение 1,5 лет после халвинга, поэтому весьма вероятно, что мы увидим приток участников рынка.”

— Дэйв Рипли, главный исполнительный директор биржи Кракен

На первый взгляд, причиной ожиданий Биткоин-сообщества может быть грядущий халвинг и заложенный в алгоритм график развития монетарной системы. Биткоин — дитя интернета, а это изобретение строилось по схеме, являющейся полной противоположностью традиционным. Уникальность Биткоина и интернета заключается именно в этом.

Шаг назад и взгляд на картину сквозь более широкую линзу наталкивает на чуть более развернутый и глубокий ответ на вопрос: суть заключается в самом фундаменте системы и в подходе к управлению сетью. Биткоин сравнивали с живым организмом, с мицелиемсоциальным существом и даже с антивирусом.

“Вкратце и если не вдаваться в технические подробности, Биткоин — это первый пример новой формы жизни. Он живет и дышит, среда его обитания — интернет. Он живет, потому что сполна восполняет участникам их затраты на поддержание его жизни; потому что он предоставляет ценность, за которую люди готовы платить; потому что кто угодно и где угодно может запустить собственную копию кода; потому что все запущенные копии постоянно обмениваются информацией друг с другом; потому что, если какая-либо копия повреждена, ей находится замена, быстро и без суеты; потому что он прозрачен: любой может увидеть его код и оценить происходящее.” — Ральф Меркель.

Рассматривая вопрос построения систем сквозь эту призму, нельзя не обратить внимание на противоположный подход к созданию глобальных структур природой и человеком:

“В то время, как идеи человека недальновидны, природа фрактальна, она разветвляется. Наши мысли движутся сверху вниз, от сути к запутанным деталям, в то время как природа организовывает структуры снизу вверх, от мелких деталей к основной сути.” — Парас Чопра

Природное строение снизу вверх против корпоративного “сверху вниз”

Сети начинались с единственного узла, выступали в роли эксперимента, запущенного одним (или группой) энтузиастом, и, по мере своего роста, наращивали значимость и ценность. Телефон, интернет, Биткоин; все они росли и продолжают расти экспоненциально, а ценность этих сетей растет в квадратичной зависимости к количеству пользователей. Звучит победоносно, не так ли? А теперь прибавьте к этому два значимых фактора:

  1. В силу физической сущности телефона его, все же есть возможность при желании запретить
  2. В силу отсутствия механизма, предотвращающего возможность копировать информацию, обеспечить редкость цифровых активов не представлялось реальным … до появления Биткоина

С первым Биткоин-блоком, добытым в 2009 г. Сатоши Накамото передвинул первую пешку, положив начало самой глобальной и интеллектуальной партии за всю историю человечества. Сегодня в поддержку белых фигур выступают сотни величайших умов современности, заручившиеся поддержкой тысяч простых (не путайте с простаками) либертарианцев, поставивших во главу угла равноправие, свободу выбора и стремление к финансовому суверенитету.

В отличии от фиатных валют, контролируемых кучкой бюрократов, Биткоин выбрал в качестве фундамента точные науки, он абсолютно самостоятелен и неподконтролен ни органам управления, ни манипуляциям эмиссией, ни импульсивным решениям некоторых участников сети. С каждым днем он все крепче закрепляется на позиции твердых денег современности, а каждая новая негативная, на первый взгляд, ситуация, лишь делает его крепче и ставит на шаг ближе к цели.

“Биткоин — чистая математика, а фиатные деньги лишь создают финансовые пузыри.” — Гарри Каспаров

Логичным в данной ситуации является убеждение “Безопасность превыше всего”. Наша собственная безопасность, как ни крути, в наших руках и мы можем взять на себя ответственность и позаботиться о своем здоровье и здоровье своих близких. Но вот контроля над собственными сбережениями, будь то даже наличные, хранящиеся под подушкой, не существует, ведь с каждым новым вливанием центробанком денежных средств, каждый доллар, рубль и евро в кармане среднестатистического жителя того или иного государства, обесценивается.

Чем раньше ты это поймешь, тем проще ты придешь к пониманию вопроса Почему Биткоин?

Увидимся на той стороне кроличьей норы,

Искренне ваши,

Tony ₿ и Incrypted.net


Особая благодарность Mike Maloney, Raoul Paul, Gigi, Brandon Quittem, Paras Chopra за материалы и знания, послужившие основой для этой статьи.

Обсудить в Discord!