В 2020 году биткоин ждет множество особенных и важных событий. Одно из них было вписано в протокол биткоина самим Сатоши Накамото. Да, речь идет об очередном халвинге. Следующий халвинг, согласно оценкам, произойдет 12 мая 2020 года, так что давайте более подробно проанализируем, что последует за этим ключевым событием.
Существует множество теорий о том, каким образом халвинг повлияет на цену, и большинство из них имеют достаточно разумные экономические обоснования. Несмотря на отсутствие прямых упоминаний, теории зачастую указывают на изменения в спросе и предложении. Экономистам нравится эта простая модель. В случае снижения предложения или роста спроса цена биткоина должна вырасти. Давайте вместе проанализируем экономическую подоплеку халвинга и посмотрим, почему биткоин должен – или не должен – побить очередной рекорд цены.
Предложение: Инфляция биткоина упала до 1,8%
В этом и заключается самый основной принцип халвинга. В мае 2020 года вознаграждение сократится в два раза и вместо 12,5 BTC составит 6,25 BTC. Вместо текущих 1800 биткоинов каждый день в обращение будет вводиться только около новых 900 биткоинов. Таким образом, годовой прирост общей денежной массы биткоинов снизится более чем вдвое, до 1,8%. Воспользуемся сравнением с тем, что нам хорошо известно и понятно: в 2019 году рост денежной массы в США составил 5,15%. За последние 50 лет прирост долларовой денежной массы только в 1993 и 1994 годах опускался ниже двух процентов. Конечно, можно указать на тот факт, что часть биткоинов утеряна и поэтому инфляция в реальности находится на более высоком уровне. Если все потерянные биткоины или те биткоины, которые невозможно потратить, составляют пятую часть от общего предложения, фактический уровень инфляции BTC составляет около 2,25%. Это не меняет практически ничего в сравнении с данными по долларовой денежной массе. Все, что нам нужно – это добавить по одному году с каждого конца диапазона 1993-1994 гг. (то есть 1992 и 1995), когда долларовая инфляция была ниже 2,25%. Другими словами, биткоин и так имеет низкую денежную инфляцию, которая впоследствии еще более сократится.
Что это означает с экономической точки зрения?
Меньшее количество новых биткоинов означает сокращение роста предложения. Майнеры теперь тратят часть недавно добытых биткоинов или отправляют их на биржи, чтобы иметь возможность оплачивать электричество и другие расходы. Покупатели будут соперничать за меньшее количество биткоинов; при текущем спросе это должно привести к росту цены биткоина. То же самое произошло во время предыдущего халвинга, и именно поэтому многие люди не могут дождаться следующего. Но, конечно, все не так уж и просто. И вот тут нам на помощь приходит простейшая экономика.
Предложение: Забудьте о модели Stock-to-Flow
Когда до третьего халвинга оставалось немногим более года, криптовалютное сообщество взбудоражила статья Plan B, который спрогнозировал рост цены биткоина в результате следующего халвинга до 90 000 долларов США. С математической точки зрения модель выглядела убедительно, и идея, которую продвигал автор статьи, также внушала доверие. Чем меньше соотношение потока новых денег к общим запасам, тем более редким становится товар. Чем уникальнее товар, тем выше цена. В случае халвинга дефицит, определяемый этой моделью Stock-to-Flow, резко возрастет. Можно ли, пользуясь подобными выкладками, прогнозировать цену? Это, безусловно, заслуживает отдельного анализа, но давайте попробуем вкратце изложить наши соображения.
Ходить вокруг да около нет никакого смысла, и поэтому скажем прямо: использование модели Stock-to-Flow для прогнозирования цены является ничем не оправданной ерундой. Во-первых, сама по себе цена является результатом КАК предложения, ТАК И спроса. Анализ предложения, безусловно, полезен, но без учета спроса определить цену абсолютно невозможно. Если спрос на биткоин упадет, цена тоже снизится даже при сохранении прежней модели Stock-to-Flow. В конце концов, достаточно взглянуть на Bitcoin Cash, и вы сразу же увидите, что указанная модель не работает. Вы также можете создать собственную криптовалюту, чье соотношение запасов к потокам будет в десять раз превышать аналогичное соотношение биткоина. С почти стопроцентной уверенностью можно сказать, что она не будет стоить ничего, потому что на нее не будет спроса.
Во-вторых, если бы мы знали, что благодаря волшебному соотношению запасов к потокам биткоин должен был взлететь до небес и с каждым халвингом дорожать в десять раз, почему этого до сих пор не произошло? Неужели биржевые игроки напрочь лишены логического мышления? Но, вероятно, аргументом в данном случае является слишком высокий риск (именно этот аргумент и использовал Plan B). В-третьих, через несколько десятилетий, если верить модели Stock-to-Flow, стоимость биткоина должна превысить суммарный ВВП всех стран мира. Как только будет достигнута эта величина и количество создаваемых монет будет меньше количества утраченных, модель прогнозирует сначала бесконечную, а затем отрицательную цену биткоина.
Дефицит – необходимое, но не единственно важное условие ценности. Модель Stock-to-Flow правильно учитывает дефицит, но при этом игнорирует вторую обязательную переменную уравнения. В результате на ее основании невозможно предсказать цену биткоина, и она остается не более чем попыткой фанатов биткоина выдать желаемое за действительное.
Спрос: Халвинг привлекает внимание…
Нет никакого смысла ссылаться на историю. Люди склонны предсказывать будущее, опираясь на исторические факты, и верят в существование повторяющихся циклов. Разумеется, подтверждений этому не существует, однако интересен сам факт такой веры. В результате история, которая повторяется, иногда программирует реальность и превращается в итоге в сбывшееся пророчество. Иными словами, ожидания, связанные халвингом, привлекают внимание, что в свою очередь помогает оправдать эти ожидания.
Например, данная статья является ярким тому примером. Мы обсуждаем халвинг, пишем и читаем лекции о халвинге. Если все это заставит сомневающихся пополнить ряды поклонников криптовалюты, халвинг сам по себе увеличит спрос и, как следствие, цену.
Спрос: …но для некоторых последствия будут носить не более чем временный характер
Не всех привлекают технические и экономические характеристики биткоина. Нужно признать, что многие люди просто хотят как можно быстрее разбогатеть. В этом нет ничего плохого, и это свойственно всем без исключения рынкам. Спекулянты рискуют собственными средствами, пытаясь спрогнозировать будущую цену, и выполняют при этом важную информационную функцию. Благодаря им, текущая цена включает информационную компоненту, отражающую будущие ожидания тех, кто лично заинтересован в результате. Тем не менее, рыночная цена постоянно меняется, и рост привлекает на рынок все больше и больше людей. Для любого актива справедливо следующее утверждение: необоснованные краткосрочные ожидания приводят к раздуванию пузырей, которые затем имеют склонность лопаться.
В исторической перспективе, в течение относительно короткого промежутка времени после двух предыдущих халвингов происходило раздувание пузырей. После первого халвинга в 2012 году цена выросла в 100 раз в течение всего одного года. После второго халвинга в 2016 году биткоину потребовалось полтора года, чтобы вырасти еще в 30 раз. В обоих случаях биткоин преодолел символические пороги: сначала в 1000 долларов США, а затем в 10 000 долларов США. Однако в обоих случаях за этим последовал обвал, в результате которого биткоин потерял около 85% своей стоимости. Нам очень трудно противиться притягательности пузырей.
Можно ли сделать из этого какие-либо выводы на будущее? К сожалению, нет. Это кажется заманчивым, но любые попытки взять два неких предположения и привязать их к будущему являются крайне безответственными.
Спрос: Эффективны ли рынки?
Однако, даже если все вышеизложенное имеет для вас смысл, один фактор способен перевернуть все с ног на голову. Если мы почти точно знаем, когда произойдет халвинг, то подготовиться к нему не составит труда. Биржевые игроки отнюдь не глупы и вряд ли упустили бы эту возможность. В прошлом мы могли поддаться соблазну списать все на то, что они мало что знают о биткоине. Однако в 2020 году это оправдание уже не работает. Экономисты называют это гипотезой эффективного рынка. Любая известная информация по умолчанию включается в цену. Однако ведут ли себя рынки таким образом в реальности? Ну, в большей мере, чем можно было ожидать.
Основную часть роста, произошедшего с того момента, когда в конце 2018 года цена биткоина находилась на самом низком уровне в 3200 долларов США, несомненно, можно объяснить повышенным вниманием по мере при приближения следующего халвинга. Таким образом, если вы ожидаете резкого роста стоимости биткоина сразу же после халвинга, снизьте свои ожидания ровно настолько, насколько, по вашему мнению, того же ожидают другие. И постарайтесь отделить для себя людей, которые по-настоящему разбираются в реальных и медийных последствиях халвинга как для предложения, так и для спроса, от тех, кто лишь временно заинтересуется данной темой из-за роста цены.
Конечно, рынки не являются целиком и полностью эффективными, никто и не пытается утверждать это. Особенно это касается таких сопряженных с высоким риском активов, которые, c одной стороны, отличаются значительной привлекательностью, однако при этом, с другой стороны, сопровождаются непредсказуемой государственной политикой, жесткой конкуренцией, высоким уровнем мошенничества и многими другими негативными факторами. В любой момент времени происходит постоянная переоценка не только рисков, но и возможностей. Вслед за этим меняется и цена.
Спрос и предложение: Осторожный оптимизм
Рецепт долгосрочного успеха биткоина заключается не в том, чтобы ждать сначала одного халвинга, потом следующего и так далее. Его смысл – в снижении существующих рисков, поиске новых путей развития и последовательном анализе существующих рисков и возможностей. Все это внушает осторожный оптимизм, поскольку сейчас биткоин способен предложить гораздо больше, чем до первого или второго халвинга. Это кажется почти невероятным, но давайте вспомним, что до последнего халвинга, например, не существовало SegWit. Более того, не стоит забывать, что безопасных способов хранения также не существовало; аппаратный кошелек Trezor появился только после первого халвинга.
Ожидания относительно того, что произойдет после халвинга, поддерживаются как спросом, так и предложением. Ограниченное предложение является необходимым, но не единственным условием для повышения цены. Следующий халвинг биткоина станет естественным стимулом спроса, который потенциально способен раздуть пузырь. Для того, чтобы этого не произошло, широкая общественность должна понять, что с момента предыдущего халвинга биткоин изменился до неузнаваемости. Причем изменился к лучшему.