В апреле мы писали, что игровой издатель Ubisoft стал корпоративным бейкером Tezos. В Ubisoft объяснили, что отдел инноваций будет изучать потенциал блокчейна.
Блогер и инди-разработчик Александр Володарский рассказал, как NFT могут изменить игры. Он объяснил, какой путь проходят новые технологии, что влияет на цену внутриигровых предметов и как улучшить онлайн-игры с помощью NFT.
Четыре этапа развития технологии
У технологий есть две стороны: прикладная и спекулятивная. Пользователи применяют технологии для собственной выгоды, а спекулянты зарабатывают на продаже технологических продуктов.
Например, изобретатель парового двигателя придумал, как превратить энергию сгорания угля в полезную работу. Промышленники разработали собственные схемы двигателей, а спекулянты начали продавать паровые машины как решение всех проблем. В результате простые люди смогли ездить на паровозах и пароходах.
Новые технологии проходят четыре этапа развития:
- Изобретение.
- Эксперименты.
- Спекуляции.
- Применение.
Пример такого развития в криптовалютной индустрии — взаимозаменяемые токены. Это цифровые объекты, которые существуют в блокчейне параллельно основной криптовалюте. Разработчик токена задает его эмиссию, правила выпуска и способы применения внутри своего проекта.
Эксперименты с токенами привели к возникновению ICO — первичного предложения монет. Команда разработчиков предлагала инвесторам купить токены, чтобы профинансировать разработку будущего проекта. При этом большинство инвесторов участвовали в ICO не ради развития проекта, а ради заработка на росте цены токенов.
Мошенники быстро поняли, как заработать на инвесторах. Они создавали фальшивые проекты, продавали токены и сбегали с деньгами. Из-за этого инвесторы стали подозрительно смотреть на криптовалюту, а многие хорошие идеи остались без денег.
В итоге проекты-пустышки вымерли, а на рынке остались только токены с прикладным применением: стейблкоины, utility-токены, токены управления и другие.
Спекуляции NFT
В 2021 году произошел бум спекуляций NFT — невзаимозаменяемых токенов с уникальными идентификаторами. В отличие от взаимозаменяемых токенов эмитенты могли записать в них уникальные идентификаторы. Разница между non-fungible и fungible — как между статуэткой ручной работы и пластиковым Буддой «Made in China».
До 2021 года NFT использовали в основном разработчики коллекционных блокчейн-игр. Например, в CryptoKitties пользователи собирали котят. В токенах хранились генотипы, которые определяли внешний вид котенка. CryptoKitties понравилась спекулянтам: самый дорогой токен продали за $172 000.
В 2021 расцвели NFT-маркетплейсы, которые позволили пользователям привязывать к токенам изображения, музыку и даже твиты. В феврале объем торговли NFT на Ethereum достиг пика — $200 млн за неделю.
К июню интерес спекулянтов угас. Кажется, больше никто не будет покупать пиксельных панков за миллионы долларов.
Преимущества применения NFT в играх
CryptoKitties и ее клонов вряд ли можно назвать играми, так как у них нет геймплея. Но с помощью невзаимозаменяемых токенов можно улучшить игровой опыт привычных игр. Для этого нужно токенизировать контент.
Пользователи мультиплеерных игр часто коллекционируют внутриигровые предметы: персонажей, оружие, косметические вещи. При этом игроки не владеют предметами в полном смысле этого слова. Любой внутриигровой объект — это запись в базе данных вида «Игроку №Х доступны предметы Y и Z». Разработчики могут заблокировать инвентарь пользователя, удалить предмет из игры или закрыть сам проект. Игроки это понимают и не ценят внутриигровые предметы так же, как физические объекты.
Пример — коллекционная карточная игра Magic: The Gathering. Игроки покупают бумажные карты, чтобы использовать их в игре, обменяться ими или повесить в рамочку на стену. Стоимость редких карт достигает десятков тысяч долларов. В то же время игроки Magic: The Gathering Online оценивают виртуальные карты намного дешевле, ведь если разработчики закроют проект, то все купленные карты исчезнут.
MTGO хранит записи о владельцах карт во внутренней базе данных. Но вместо нее она может использовать NFT на публичном блокчейне Tezos.
Например, при создании новой карты MTGO привяжет ее к токену и отправит его на кошелек игрока. Таким образом пользователи получат карты в настоящее владение. Они могут передавать и продавать NFT. И даже при закрытии игры сохранят купленные предметы в виде токенов.
С помощью NFT разработчики могут реализовать механику «скрещивания», как в CryptoKitties. Пользователи будут смешивать токены, чтобы получить новые карты с уникальными характеристиками.
Еще более смелая задача для разработчиков — построить экосистему игр с общими NFT. Один NFT может репрезентовать игровую карту в ККИ, косметический предмет в ММОРПГ и юнита в пошаговой стратегии. Так игрокам будет проще перейти в другой проект, если они уже чего-то достигли в предыдущей игре.
Похожую систему реализовала компания Valve — разработчик игрового маркетплейса Steam. Игроки могут торговать предметами из Dota 2, Counter Strike: Global Offensive, Team Fortress 2 и других игр. Также они могут продать предметы за реальные деньги, чтобы купить игры в Steam. Но все же записи об инвентарях пользователей хранятся на серверах Valve, а владение предметами и играми в Steam юридически оформлено как аренда.
Недостатки использования NFT в играх
Внедрение NFT создаст разработчикам дополнительные сложности с внутриигровой экономикой. Часть игроков будет добывать ценные предметы, чтобы продавать их за реальные деньги. Другая часть будет покупать эти предметы, чтобы ускорить свой прогресс и получить преимущество над остальными пользователями.
У разработчиков мультиплеерных игр уже есть опыт разработки экономики с возможностью купить предметы за реальные деньги. Например, создатели космического симулятора EVE Online наняли специалистов по макроэкономике, чтобы сбалансировать цены внутриигровых предметов.
NFT-токены с редкими игровыми предметами могут вызвать новый всплеск спекуляций. Возможно, что далекие от игр люди начнут покупать NFT-мечи в качестве инвестиций. Это повысит прибыль разработчиков, но не понравится настоящим игрокам.
Tezos как блокчейн для мультиплеерных игр
В мартовском событии Fortnite одновременно участвовали 12,3 млн игроков. Вряд ли современные децентрализованные сети обработают такое количество транзакций хотя бы за сутки.
Я вижу будущее блокчейн-игр за Tezos или его модификацией. Протокол Tezos работает на Proof-of-Stake, что обеспечивает низкую энергетическую и финансовую стоимость транзакций. Это особенно важно для онбординга новых игроков, которые хотят купить и играть, а не высчитывать стоимость газа.
Еще одно большое преимущество Tezos перед другими блокчейнами — обновление протокола на лету. Обновления в других блокчейнах происходят с помощью форков — разделения основной цепочки на две. Это приводит к дублированию активов на кошельках и временной финансовой нестабильности. Хорошо, что в Tezos такого нет.
Также обновления на лету позволяют легко модифицировать виртуальну машину. Например, недавно разработчики Tezos увеличили объем кода смарт-контрактов до 32 килобайт. Пока не представляю, какие изменения могут понадобиться для мультиплеерных игр с использованием NFT, но уверен, что только Tezos позволит быстро и плавно улучшить протокол.
Будущее блокчейн-игр — за инди-разработчиками
Интерес Ubisoft к Tezos показывает, что крупные компании думают над внедрением блокчейна в игры. Но крупные всегда неповоротливые. Пройдут годы, прежде чем известные издатели выпустят игру с блокчейном и кошельками.
Не стоит ждать, пока гиганты индустрии сделают первый шаг. Пусть мы, инди-разработчики, ограничены в ресурсах, но у нас есть гибкость, мобильность и готовность рисковать.
Подпишитесь на социальные сети Tezos Ukraine, чтобы ничего не пропустить:
- Telegram-канал.
- Facebook.
- Twitter на русском и украинском языках.
- Twitter на английском языке.
- YouTube-канал.
- Instagram.
- LinkedIn.
- hub на ForkLog.
Этот пост мы изначально опубликовали в блоге Tezos Ukraine.