Термин «метавселенная» представляет собой сочетание слов «мета» — от греческого «через» или «выход за пределы» и «вселенная». Слово используется в основном для обозначения ожидаемой будущей версии Интернета, которую часто называют Web 3.0, о которой мы рассказали в предыдущей серии статей.
Слово «метавселенная» впервые было использован в романе Нила Стивенсона «Снежная катастрофа» («Snow crash») 1992 года. Метавселенная Стивенсона была виртуальным местом, куда персонажи могли отправиться, спасаясь от тоталитарной реальности. Эрнест Клайн выпустил книгу «Первому игроку приготовиться» («Ready Player One») в 2011 году, о захватывающем виртуальном мире, в который можно убежать от реальности. Книга стала хитом, и в 2018 году режиссер Стивен Спилберг снял по ней фильм.
Ожидается, что эта эволюция интернета приведет к появлению онлайновых трехмерных или виртуально интегрированных миров, которые предоставляют пользователям доступ к виртуальной и дополненной реальности. В отчете Bloomberg Intelligence указывается, что капитализация метавселенных может достичь $800 млрд к 2025 году.
На сегодняшний день метавселенные рассматриваются как важная деловая и финансовая возможность для технологической индустрии и других секторов. Видение метавселенных в первую очередь было сформулировано социальным сетями и технологическими компаниями. Такие устройства, как гарнитуры виртуальной реальности, цифровые очки, смартфоны и другие устройства, позволят пользователям получать доступ к трехмерным средам виртуальной или дополненной реальности, где они смогут работать, общаться с друзьями, вести бизнес, посещать удаленные места и получать доступ к образовательным возможностям.
Лидирующая соцсеть Meta (ранее Facebook) и тех-гигант Microsoft уже вкладывают значительные средства для создания платформ, на которых люди могут общаться в социальных сетях или работать удаленно. Так, Facebook приобрел Oculus VR в 2014 году за $2 млрд. В настоящее время некоторые аспекты метавселенной интегрированы в существующие интернет-видеоигры, такие как Second Life, Minecraft и Fortnite.
Чтобы лучше понять, как работаем метавселенная мы должны различать следующие термины:
- Виртуальный мир — смоделированная среда, к которой может получить доступ множество пользователей, которые могут одновременно и независимо исследовать мир с помощью онлайн-аватара. Виртуальный мир представляет пользователю данные о восприятии, а также включает в себя действия и общение других пользователей в реальном времени вместе с их действиями. К примеру многопользовательские онлайн-игры используют виртуальные миры, чтобы позволить игрокам делать такие вещи, как строительство и перемещение между пространствами в мире.
- Виртуальная реальность — это смоделированный опыт, который обычно обеспечивается гарнитурой, которая проецирует реалистичные изображения, звуки и другие ощущения пользователю в виртуальной среде. Виртуальная реальность в настоящее время используется для видеоигр, но может быть использована для виртуальных встреч, медицинского обучения или военной подготовки.
- Смешанная реальность — это интеграция реального и виртуального миров для создания новых способов взаимодействия с физическим и цифровым пространством и другими пользователями. Примерами смешанной реальности являются симуляции для конкретных мест или объектов, такие как проекции 3D-диаграмм или концепций, или использование дополненной реальности в видеоиграх для отображения на самом деле несуществующих объектов.
- Дополненная реальность — схожая со смешанной реальностью, она создает интерактивный способ взаимодействия с окружающей средой реального мира. Дополненная реальность часто включает в себя как визуальные эффекты, так и звуки, сенсорные или обонятельные данные. Примером использования дополненной реальности может служить возможность визуализировать продукт, или смоделировать опыт его использования в неподходящей для этого среде.
Ожидается, что криптовалюты займут лидирующую роль в построении виртуальной экономики. Так, генеральный директор Grayscale Майкл Зонненшайн заявил, что метавселенные представляет потенциальную возможность годового дохода в размере $1 трлн для мира криптовалют, сначала за счет виртуальной экономики в мире цифровых игр, а затем в качестве валюты, которая может подпитываться метавселенной. Криптовалюты широко используются в нативных платформах-метавселенных. Например, Decentraland и The Sandbox. Однако, метавселенные завоевывают и другие более знакомые нам рынки.
Balenciaga заключила сотрудничество с Epic Games — создателями Fortnite, чтобы предоставить модные скины для игры. Кроме того, компания представила единственную в своем роде серию аксессуаров и игровой центр, посвященный бренду.
Nike — еще одна известная модная компания, подтвердила свой интерес в метавселенных приобретением RTFKT — студии по созданию NFT. На ее базе были созданы инновационные приложения для производства и продажи фирменной виртуальной одежды, аксессуаров и обуви Nike. Ожидается, что все больше и больше потребителей будут заинтересованы в покупке одежды через NFT.
Шведский мебельный гигант IKEA присоединился к метавселенной в 2017 году со своим приложением Place, которое позволяет выбрать предмет мебели и посмотреть, как он выглядит в вашем доме или офисе. Подобные приложения для онлайн-покупок позволяют нам виртуально примерять товары, не выходя из дома.
Итак, наиболее распространенным применением метавселенных является гейминг и развлекательная индустрия, однако уже на сегодняшний день метавселенные используются в медицине, недвижимости, туризме, военном деле и сфере образования.