Почему мы не можем понять, как будут работать метавселенные (и это нормально), чем опять провинились потребители и когда ждать окончательного смешения онлайна и офлайна: на эти вопросы отвечает исследователь Web3 и IT-предприниматель Владимир Menaskop.
- Когда я слышу слово «метавселенная», мне на ум приходит фраза: «человекоцентризм должен умереть». Наука XXI века и конкретно 2023 года — это магия, где смешиваются технические и гуманитарные знания. ChatGPT и, в потенциале, метавселенные являются результатом этого смешения.
- Обыватель не готов к такому повороту сюжета. Ему кажется, что дальше будет происходить все большая оцифровка и виртуализация офлайна. Это вызывает массу когнитивных искажений. Люди привыкли, что цифровой формат можно копировать, у него нет свойств, присущих физическому миру. Поэтому самая большая проблема метавселенных связана с тем, что онлайн должен тоже перейти в оффлайн. Многие не воспринимают метавселенную всерьез, потому не могут ответить на вопрос, как этот переход вообще будет осуществляться.
- Когда я впервые столкнулся с биткоином 11 лет назад и попробовал понять, как он работает и так далее, тоже было ничего не понятно. Даже когда работал Mt.Gox и всякие пулы типа 50BTC, «потрогать» биток было невозможно. Это был уровень абстракции, в который нужно было поверить. Метавселенные — это тоже вопрос веры и творческого отношения. Как произойдет переход офлайна в онлайн и онлайна в офлайн — никто не знает. Придется просто поверить. Никто не верил, что когда-то телефон без кнопок будет удобнее, чем телефон с кнопками
- Мы в XXI веке должны привыкнуть работать с иррациональными моментами. Это нормально.
- Процесс перехода нелинейный. Оказаться в метавселенной мы можем не через 30 лет, а через три года. Вполне достижимо для большинства к 2035 году полностью пройти цикл перехода.
- Повод валить в метавселенную простой: избавиться от всего, что свойственно потребителю. Потребитель хочет эскапизма, упрощения. Он хочет быстрых эмоций: купил шоколадку, съел, тебе хорошо. Если обратить внимание на книги и фильмы, любые источники, касающиеся метавселенных, то мы увидим, что все стремятся показать сторону наслаждений. Что ты будешь лежать в метавселенной, получать массу удовольствия и не сильно напрягаться. Это сторона, которая очевидна для потребителя. Но мир поменяется, хотим мы этого или нет. Потребитель, который появился в начале XX века в США, исчезнет. Иначе он запросто сойдет с ума в метавселенной по причине наличие бесконечного количества контента для потребления.
- Реальный XR, т.е. спутанные реальности, где есть и VR, и AR, и другие виды реальности — это зона эволюции. Изначально мы эволюционировали в биологическом мире. Такая эволюция очень медленная. Чтобы изменился простой палец, должно пройти много лет. И потом по факту это тебе может быть и не нужно (поэтому у нас есть аппендикс). Цифровая революция проходит намного быстрее. Будет рост по экспоненте, как в крипте. И мы должны в эволюции участвовать, или исчезнуть.
- 99,9% существующих сейчас метавселенных неизбежно умрут. Причина проста — мы пока что только пытаемся создать экономику деяния, но делаем это на территории экономики потребления. Мы пока не очень понимаем, как экономика деяния будет работать. Конечно, очень легко рассуждать, как устроен IT-бизнес в 2023 году. А в 1923-м как об этом рассуждали?
- Поколение 45+ я отвечу очень коротко: я его похоронил. Потому что это поколение, которое не согласилось менять мир. Они получили мир, в котором они старались жить мирно. Это замечательно. Но дальше нужен был следующий шаг. Его не случилось, поэтому мир переживает кризис, который начался 5 лет назад и непонятно сколько будет продолжаться. Останавливаться в потребительской точки зрения на мир нельзя. Если поколение 45+ не хочет пропасть, ему надо вернуться на шаг назад и стать поколением 20-.
- В метавселенной будет больше зон свободы. Оффлайн сейчас настолько зарегулирован, с точки зрения законов, моральных правил, которые ты должен соблюдать, потому что родился в каком-то месте. Про оцифрованный оффлайн с камерами и прочим я вообще молчу.
- Если посмотреть на нашу действительность, то какие-то страны живут в Средневековье, где-то — в рабовладельческом строе, где-то — в супертоталитаризме, где-то — в супердемократии. То же самое будет с метавселенными. Новые формы рабства, нападения, зла, газлайтинга — в метавселенных будут. Это 100%. Новые заболевания и новые формы жизни тоже будут. Но в этом вся фишка. Человечество должно сталкиваться с проблематикой нового. Наш эвристический механизм в какой-то момент замер и перестал развиваться за счет потребления. Вопрос «зачем творить просто так дальше» у многих стал отпадать. А ответ должен рождаться сам собой — потому что есть новое пространство.
- Я, конечно, скептик — в плане того, что мне хотелось бы постигать глубины космоса и океана быстрее, чем мы покоряем спутанные реальности. Но метавселенные — это испытательный полигон. Это всего лишь один из способов познания материального мира. Сейчас мы находимся на стадии, когда скепсис максимальный, ведь новое пространство только формируется. Потребитель вообще создан быть суперскептиком.
- Кстати, однажды человечество дойдет до стадии, когда скептиков будет чересчур мало, и это будет куда более печальная история.
Мета-проекты, за которыми следит Владимир Menaskop
«Decentraland. Этот проект нужно рассматривать как метавселенную-DAO. Там очень много всего топорного, но момент синергии двух трендов меня прямо удивляет.
В рамках тенденции глобальных распределенных компьютеров — Render token мне очень импонирует.
Reef мне также нравится. Это агрегатор всего и вся.
Из околоигровых механик я бы выделил проект Shark Race, у них очень крутая программируемая игровая экономика».
Все другие выпуски подкаста Matrix доступны здесь.