Биткоин — объект бесконечных дискуссий. Этот разговор важен.
Итак, продолжим:
Биткоин — революционная технология с экономической точки зрения и мощный инструмент. В его основе лежат технологии, открывающие возможности для создания высококонкурентной параллельной экономики. Такая экономика могла бы противостоять традиционной форме централизованного денежно-кредитного управления.
Актив становится не только оружием в руках различных финансовых и других активистов. Он также принимает форму пресловутого «философского камня».
Обсуждения Биткоина и его возможностей весьма разнообразны и порой противоречивы. Они часто доходят до уровня истерии и даже паранойи, что неоднократно наблюдалось в Сенате США во время слушаний о статусе криптоиндустрии. Сам статус клина между враждующими лагерями сторонников и противников централизации подпитывает репутацию Биткоина среди растущего числа людей. Многие из них успели разочароваться в традиционной форме управления, преобладающей в мировой финансовой и экономической структуре.
Однако многие надежды и обязанности, которые возлагаются на Биткоин и некоторые другие ведущие криптовалюты, скрывающиеся за его известностью, связаны с ложным восприятием актива как конечной цели. Биткоин не «философский камень» и не решение всех мировых проблем. Это децентрализованная валюта, способная приносить финансовые и потенциально социальные выгоды. Но это не всемогущее оружие, которое свергнет существующие правительства и власти и возвестит наступление эпохи анархистского мира.
В отличие от надежд и мечтаний адептов и ревностных сторонников полной децентрализации, цель Биткоина не в том, чтобы вызвать финансовую анархию и безудержную свободу. И это не золото или деньги, сделанные «из воздуха».
Биткоин — финансовый инструмент, который подчиняется законам спроса и предложения. В этом отношении он равен любому другому товару, торгуемому на рынке вместе с ним. И, как и любая другая форма надёжных денег, Биткоин связан с расходами, которые возникают в процессе его производства. Это означает глубокую ошибочность мнения, что BTC волшебная находка, направленная на свержение режимов центральных банков и мониторинга финансовых потоков. По мере распространения Биткоина нам следует ожидать регулирования, попыток сдерживания, но в конечном итоге интеграции— когда центральные банки всё же вмешаются.
Если привести примеры ошибочных аналогий восприятия Биткоина, философию французского мыслителя Майкла Фуко можно использовать в качестве противовеса более прагматичной позиции Ноама Хомского. Экономист Джон Квиггин ещё в 2013 году называл BTC «явно самым бесполезным финансовым активом из когда-либо созданных». Фуко выступил бы против такого утверждения, если бы у него была возможность изучить характеристики децентрализованной экономики и её основных активов. Такой стойкий противник централизованных и контролируемых явлений смело поднял бы знамя Биткоина как похвальной технологии для своих целей. Но Фуко мог совершить ошибку, будучи, как считает Ноам Хомский, «полностью аморальным».
Возможно, преувеличенные взгляды француза на управление и человеческую природу не соответствуют реальному миру и нашим представлениям о том, где мир сейчас и куда движется. В то же время невозможно отрицать влияние Биткоина на восприятие человеком своего нынешнего существования и стадии эволюции.
Централизованная система управления ограничивает свободы. Напротив, Биткоин обеспечивает определенную степень свободы в финансовой сфере. В некоторых случаях он расширяет свободы и в политической сфере, где происходит большинство человеческих взаимодействий. Но Биткоин не освободитель и не спаситель, как бы мы к нему не относились. Биткоин может поколебать основы нынешнего мирового финансового строя. Но он существует не для того, чтобы уничтожить человеческую цивилизацию в том виде, в каком мы её знаем. Скорее, он может стать одним из многих основополагающих столпов этой постоянно развивающейся цивилизации.
Выступая за децентрализацию, Биткоин выступает за собственную децентрализацию, а не за демонтаж существующих централизованных систем. Вместо этого Белую книгу Сатоши Накамото следует читать с более долгосрочной точки зрения. Многие смотрят на его творение с извращённой точки зрения быстрой наживы. Это происходит из-за жадности и погони за ценами через туннельное видение.