17 апреля 2020

Telegram проигрывает суд против SEC: роковая ошибка Дурова

SEC выиграла очередной раунд: релиз блокчейна TON, который собрал на ICO $1,7  млрд, отложен по решению суда. Однако далеко не все знают настоящую причину атаки SEC на компанию Павла Дурова. Что произошло на самом деле?

Загадка: какое слово из трех букв способно напугать любого криптопредпринимателя? Ответ: SEC, или U.S. Securities and Exchange Commission – она же Комиссия по ценным бумагам США.

У вас может быть бюджет в сотни миллионов и документ от ведущей юрфирмы о том, что ваш токен – utility; Комиссии это безразлично. Даже если ваш проект зарегистрирован где-нибудь в Папуа-Новой Гвинее, стоит только продать токены американским гражданам – и SEC достанет вас и там. 

Самая громкая победа SEC в последнее время – хотя и не окончательная – это блокировка проекта TON, он же токен Telegram. Главный регулятор на планете против одного из самых грандиозных ICO в истории: за этой схваткой стоит проследить!  Ну а если если вы собираетесь запускать собственный криптопроект, то вам нужно знать, почему все-таки Комиссия напала на TON – и как избежать его ошибок.

Ничто не предвещало

Для тех, кто пропустил последние года полтора: блокчейн TON и токен GRAM позволят оплачивать товары и услуги внутри платформы Telegram. Примерно как WeChat Pay, только в крипте. 

Предпродажа токенов собрала 1,7 млрд долларов. Из них 424 млн поступили от 39 американских инвесторов. 

Ключевой момент: пресейл проходил в формате SAFT (Simple Agreement for Future Tokens – Соглашение на покупку будущих токенов). Многие проекты используют SAFT как лазейку через забор регуляторов. Мол, раз релиз токена состоится только по готовности блокчейна,  то он с самого начала будет работать как основная валюта платформы. А значит, это utility. 

При этом проект регистрирует SAFT в соответствии с процедурой Regulation D, получая (теоретически) право продавать токены американским инвесторам, не регистрируя их как ценную бумагу. Кто-то даже провозгласил SAFT заменой ICO. 

Но вернемся к TON. Собранные средства тратились, работа шла. Запуск блокчейна был запланирован на 31 октября 2019. Основатели и инвесторы спали спокойно, сжав в кулачках свои должным образом зарегистрированные SAFT. Но действительно ли сеть была готова к запуску,  мы уже не узнаем, потому что в самый последний момент…

…SEC подошла из за угла

11 октября Комиссия подала жалобу в суд. Полный текст доступен здесь – кстати, на очень понятном английском языке, отечественным юристам есть чему поучиться.

Суть жалобы: 

1) Инвесторы купили токены в расчете получить прибыль, продав их после релиза. Это признак ценной бумаги. Но Telegram не зарегистрировал GRAM как секьюрити.

2) Telegram не отчитывалась об использовании собранных средств, а это риск для инвесторов.

Суд внял аргументам  SEC и заблокировал релиз блокчейна и токена. Создатели проекта дали инвесторам выбор: либо получить назад 77% вложенной суммы, либо ждать 30 апреля в надежде, что запуск произойдет. Инвесторы проголосовали за то, чтобы подождать. 

Дальше — хуже

Telegram выкручивалась как могла, доказывая суду, что GRAM – вовсе не секьюрити, а валюта или commodity,  раз токен выйдет только одновременно с релизом платформы. 

Создатели даже заявили, что кошелек для GRAM пока что не планируется интегрировать в Telegram. Ну и конечно, напоминали, что соглашение SAFT было должным образом зарегистрировано через Regulation D.   

Комиссия тем временем требовала, чтобы руководство проекта передало ей историю своих банковских операций. Мол, нужно было проверить, на что в действительности тратились средства инвесторов. Правда, суд это требование отклонил. 

Но, как в старом анекдоте про медведя, “если вы побежите от SEC, она побежит за вами еще быстрее”. Комиссия заявила, что по схеме пресейла изначально предполагалось, что инвесторы впоследствии перепродадут свои токены.  По сути, инвесторы превращались в незарегистрированных андеррайтеров. А уж это точно сделало бы весь пресейл незаконным. 

И грянул гром

24 марта суд вынес предварительное решение: заблокировать выпуск токенов. Судья согласился с аргументом SEC о том, что инвесторы, скорее всего, продали бы свои GRAM с целью извлечения прибыли. Кроме того, суд нашел, что пресейл был частью тайной схемы по  распространению токенов на вторичном рынке (текст решения здесь).

Однако не будем забывать о том, что из 175 инвесторов пресейла только 39 — американцы. Как насчет оставшихся 136 – могут ли они получить свои кровные токены? В конце концов, закон о ценных бумагах США распространяется только на американскую территорию и граждан.

Именно за таким разъяснением обратились в суд представители Telegram. Компания даже пообещала изменить пользовательское соглашение и код кошелька таким образом, чтобы инвесторы из США не смогли продать свои GRAM.

Ответ судьи был неутешительным: запрет на распределение токенов относится ко всем инвесторам независимо от их страны. У Telegram просто нет технической возможности помешать владельцам GRAM продать токены американским гражданам. 

SAFT вас не спасет

В атаке SEC на Telegram нет ничего личного. Проблема не в том, что проект собрал так много денег, и не в том, как работает мессенджер Telegram (в отличие от нападок на проект Libra, где негативное отношение к Facebook как раз играет большую роль).

Главная ошибка Telegram в том, что компания недооценила риски SAFT. 

Соглашение о продаже будущих токенов — это инвестиционный контракт, поэтому его надо регистрировать. Но вот токены, о которых идет речь в этом контракте, по идее, не должны считаться ценной бумагой, поэтому для них регистрация не нужна. Это значительно облегчает проекту жизнь. 

Этот трюк может сработать, но только при условии, что инвесторы не смогут перепродать свои токены по более высокой цене гражданам и резидентам США. В противном случае целью инвестиции становится прибыль, а это уже секьюрити. И тогда сам токен тоже нужно будет регистрировать как ценную бумагу. 

Более того: SAFT-инвесторы фактически превращаются в андеррайтеров и несут серьезные риски как распространители незарегистрированных ценных бумаг. 

Кстати, именно по этой причине мы на Nominex в свое время отказались от формата SAFT при разработке нативного токена NMX. Вместо этого наша биржа будет бесплатно распределять токены среди успешных трейдеров и партнеров, выплачивать реферальные вознаграждения в NMX и т.д. 

В случае Telegram мотив извлечения прибыли был налицо. В первом раунде пресейла инвесторы TON покупали GRAM по 37 центов, а во втором – по $1,33. При этом стартовая цена на публичной продаже должна была составить $3,62. ROI в 870% и 170% соответственно!

Ждем продолжения банкета

Что теперь делать проекту TON? Закрываться? 

Необязательно. Для проекта с таким бюджетом, как TON, оптимальный выход – пойти на сделку с SEC. Такая возможность наверняка появится. Комиссия – как инквизиция: если вовремя покаяться и согласиться на епитимью, то костра можно избежать. 

Именно так поступил проект Block.One – организатор ICO EOS, которое собрало $4 миллиарда. Штраф в итоге составил “всего” $24 миллиона. 

Проект TON, скорее всего, продолжит работу и токены GRAM рано или поздно увидят свет. Какими будут условия соглашения с SEC и смогут ли американские инвесторы оставить себе токены – скоро узнаем. 

Но если у вас есть собственный криптопроект и нет лишних 10-20 миллионов долларов, не повторяйте ошибку Telegram. SAFT выглядит как заманчивая альтернатива дорогим IEO, но его риски куда выше – и нести их будете вы, а не биржа. 

Кстати, в океана крипторынка уже назрела новая судебная буря, потенциально еще более разрушительная. 10 апреля были поданы коллективные иски на BitMex, Binance, TRON и многие другие проекты. Там все явно будет развиваться очень драматично, причем решение суда по Telegram может сыграть важную роль. Но это тема на следующий раз. 

 

Обсудить в Discord!