Подкаст серии 1+1=3 от Community HUB. Поговорили о проекте Unitbox (мультичейн-платформа с возможностью управления NFT-активами, объединяющая P2E-игры и игровые гильдии) и его вкладе в развитие Web3.
Гость выпуска: Anton Link — founder WEB3 GROUP (https://w3g. group/), co-Founder UNITBOX PROTOCOL (https://unitbox. io/) & W3G. CAPITAL
Ведущий: Menaskop
Menaskop: Сейчас лучший момент поговорить об NFT — не с точки зрения уже прошедшего хайпа вокруг торговли картинками, а как об инструменте, который будет использоваться дальше. Попробуем выяснить, какие направления развития игровой блокчейн-индустрии станут наиболее актуальными в ближайшие два-три года.
Команда проекта Unitbox
2:30 Menaskop: Кто в вашей команде отвечает за технологии, бизнес-процессы, маркетинг?
Антон: Наверное, ключевые люди в нашей команде — технические специалисты. Я как сооснователь и CEO ответственен за бизнес-часть. У нас есть Александр Кузин, Александр Шедогубов — классные ребята из команды Envelop, с ними мы начинали работать как с партнерами, затем это переросло в более плотную интеграцию. Также у нас порядка 15 человек на разных позициях: бизнес-девелоперы, маркетологи, специалисты по стратегиям и продуктам, аналитики. Стоит отметить эдвайзеров: Марат Корпека, сооснователь Wargaming; есть советник, работавший в JP Morgan; несколько инфлюенсеров.
Комьюнити проекта
4:00 Menaskop: Как вы планируете развивать комьюнити?
Антон: Комьюнити у нас небольшое — от 5 до 10 тысяч человек. С началом медвежьего рынка активность упала в несколько раз. Наш новый источник — игровые гильдии, которые уже обладают определенным количеством игроков, как правило, от 10 тысяч сколаров. Мы сфокусировались на партнерствах и интеграциях, проинтегрировали уже более 20 гильдий с разным количеством активных сколаров.
История проекта
7:30 Menaskop: Что послужило стимулом при создании Unitbox как стартапа и в чем его отличия от других подобных проектов?
Антон: Начался бум NFT и GameFi-сектора. Поскольку я занимался маркетинговыми стратегиями, управлением трафиком и бизнес-девелопментом, возникла идея создать агрегатор данных по GameFi. Появился UNITBOX Hub, в него интегрировано около 100 игр, там же будут маркетплейсы и ланчпады, и этот продукт генерит нам бесплатный органический трафик.
Мы собрали комьюнити, получили первый фидбек. Познакомились со многими людьми из индустрии, начали прорабатывать более сложные механики. У нас был опыт реализации достаточно сложных проектов на DeFi-платформах Compound, Aave, Venus, и мы хотели создать протокол, который соединял бы GameFi и DeFi. Тогда и зародилась идея протокола аренды NFT-объектов.
Технология оборачивания (wrapping) NFT показалась нам решением с наибольшим потенциалом, и мы решили развиваться в этом направлении. К нам подключилась сильная команда, Solidity-разработчики, агрегатор данных перерос в протокол, который через API интегрируется в платежную игру, метаверсы или маркетплейс. Теперь у нас есть технологичный продукт — стартап и агрегатор данных на поддомене, который агрегирует практически всю информацию по GameFi и игровым NFT, и это именно ончейн-аналитика. Я такого не встречал на других ресурсах.
Аренда NFT. Wrapping и EIP.
12:30 Menaskop: Почему стала возможна аренда NFT, хотя раньше ее не было? Почему не создать открытый бесплатный EIP?
Антон: Аренда — логичное эволюционирование любого рынка. Попытки сделать аренду NFT безусловно были, но в основном на бэкенде, к примеру внутри игры, что не совсем децентрализовано и не совсем прозрачно. В этом случае все замыкается в рамках одной экосистемы, в которую сложно добавить функциональность. Мы же, с помощью враппинга, можем наделить NFT функционалом и сдать в аренду. Могут быть несколько уровней оборачивания с дополнительным функционалом на каждом из них.
Есть более простые решения через EIP, но там много ограничений, и они непопулярны. Процесс принятия EIP достаточно долгий и не гарантирует, что технология будет кем-то использоваться. Наше решение универсально, у нас ушло очень много времени на разработку архитектуры смарт-контрактов, которые позволяют оборачивать NFT правильным образом и применять по назначению, и поэтому конкуренты не берутся из ниоткуда.
18:30 Menaskop: Я проводил исследования, связанные с EIP, и это действительно долго, некоторые решения лежат годами, и никто их не обсуждает.
Еще один важный момент — я наблюдал эволюцию стандарта 998, сейчас принят 1155. 998 очень на него похож, вокруг него тоже был непродолжительный хайп, когда все говорили, что это действительно один из лучших стандартов для игровой индустрии. Потом его пытались внедрить на рынке страхования, но в итоге ничего не получилось. Сейчас есть 10 с половиной проектов, которые его поддерживают, стандарт не развивается, при этом силы на разработку ушли колоссальные.
Мне тоже кажется, что это тупиковый путь развития, потому что сегодня вы захотели аренду, завтра захотели залог, послезавтра захотели еще что-то, и каждый раз это выносить на голосование сообщества, ожидать доработки, принятия и всего остального — нереально. Легче сделать универсальное решение и туда интегрировать новые версии и стандарты, если они подключаются. В этом плане мы, наверное, синхронизированы с вами и с Unitbox.
Целевые аудитории. Как управлять игровыми объектами через Unitbox
20:00 Menaskop: Я выделил две основные целевые аудитории, которые могут пользоваться Unitbox в будущем, когда вы выйдете на какие-то открытые продукты и большие обороты. Первая ЦА — контрибьюторы, или инвесторы, то есть люди которые хотят каким-то образом зарабатывать, вкладывая деньги; вторая — собственно игроки. Здесь же можно выделить своего рода псевдосубъект — гильдии, которые объединяют игроков. Есть ли еще аудитории, которые вы намерены охватить?
Антон: В первую очередь мы сделали сервис, который удобен инвесторам, то есть владельцам NFT — они уже владеют активом и хотят им распоряжаться. В свободное время от игры этот актив может приносить дополнительный доход, его можно сдать в аренду. Реализации разные: как залоговая, так и revenue sharing, который, кстати, одна киллер-фич нашего протокола, такого больше нет ни у кого. Для инвестора это очень выгодная модель, так же как и для гильдии. Наш протокол и наша панель управления — это и есть инструмент управления гильдией, автоматизация бизнес-процессов.
С помощью Unitbox гильдии могут передать в управление объект своему сколару, причем они могут не покупать, а арендовать на понятных условиях NFT-объект и сразу назначить его на кошелек игрока. Он будет только играть, но не сможет перемещать или продавать NFT. Revenue sharing — это цивилизованная модель, которая позволяет совершить сделку без оплаты до того, как получен и распределен результат в виде профита от игры. Если для гильдии основной мотив — это извлечение прибыли от игрового процесса без лишних рисков, она может прийти на наш маркетплейс либо напрямую в игру, которая интегрировала наш протокол, подобрать оптимальный NFT и арендовать его сразу на кошелек конкретного сколара, который будет играть и зарабатывать доход.
Что касается дальнейших планов — когда рынок станет более устойчивым, более сформированным, мы хотим сделать лендинг NFT, в этом нет ничего сложного. В рамках нашего функционала на уровне протокола объекты собственности и арендные объекты можно будет заложить, взять под них займ, пойти фармить, но, конечно же, это отдельные сложные механики и на текущий момент слишком рискованные для того, чтобы выводить их на рынок. У нас есть поставщики ликвидности, которые готовы, например, кредитовать гильдии. Это такая интересная просчитываемая модель: ты можешь прийти, взять кредит, оформить аренду и сразу же извлекать из нее доход, и уже самостоятельно сводить экономику. В тех, кто специализируется на таком формате взаимодействия, мы видим еще одну большую целевую аудиторию.
46:00 Aremefe: Повышается ли ценность NFT при частой аренде пользователями?
Антон: Работая в банке, я занимался расчетом compliance и рисковых систем, и в Unitbox мы спроектировали скоринговую оценку привлекательности NFT для аренды по историческим данным. Мы берем базовые параметры — стоимость NFT, средний доход, который он приносит, количество использований в виде исполненных ордеров, сколько времени находился в аренде — и высчитываем значение.
Все другие выпуски подкаста 1+1=3 доступны здесь.