Дневник Марка Аврелия на самом деле не дневник, а опальный философ Музоний Руф не терял в ссылке времени даром и нашел колонию грибов. В новом выпуске подкаста Universum обсуждаем пять фактов о стоиках и стоицизме, которые вы больше нигде не найдете. Гости: Онуфрий Сергеевич Тимофеев, полимат; Тимофей Сергеевич Ануфриев, образовательный проект «Геркуланум». Ведущий: Aremefe.
Факт №1. Ранние стоики выступали за свободу сексуальных отношений.
Онуфрий: Недавно мы выяснили, что стоики вовсе не были аскетами. И все же в голове не укладывается, что они задумывались о настолько плотских вещах.
Тимофей: На самом деле это только со стороны звучит похабно. Для стоиков это естественное поведение согласно природе. Подобные представления коренятся в стоической физике, напрямую связанной с политической теорией.
Стоики были космополитами. Они утверждали, что если каждый человек будет жить в согласии с природой, согласно Логосу, тогда между людьми не будет никакой разницы. Дети, мужчины, женщины — все будут равнозначно добродетельны. На основании этих утверждений они развивали концепцию космополиса. Основатель стоицизма Зенон начал развивать эту мысль в своем произведении «О государстве».
Учения ранних стоиков звучали довольно прогрессивно для своего времени. Для них главным была добродетель. А с кем и чем ты занимаешься — твое личное дело. Согласно стоикам, весь мир космополиса объединен симпатией, но не в нынешнем значении этого слова. Под симпатией они понимали родство людей друг с другом. В соответствии с этой симпатией и должен существовать космополис. Зенон пишет, что главный бог в космополисе — Эрос, бог симпатии.
Онуфрий: Очень много мифов об античности возникло во времена христианизации Европы, когда пришла новая цивилизация и происходило табуирование предыдущей культуры. Можно ли говорить в подобных вопросах о точном научном знании о той эпохе?
Тимофей: В случае стоиков перед нами действительно встает проблема отмены античной языческой культуры. Несмотря на это, до нас дошел ряд стоических фрагментов и целых произведений благодаря христианским авторам, на которых огромное влияние оказало язычество. Проблема достоверности стоических текстов сейчас не стоит. Существует проблема их разрозненности.
Сейчас я приведу несколько фрагментов. Вот цитата раннего стоика Хрисиппа из его трактата «О государстве», которую часто используют авторитетные источники: «Мне кажется, что вполне приемлемо до сих пор совершаемое многими, так что мать производит детей от сына, отец — от дочери, а брат – от родной сестры».
Следующий источник христианский. Он иллюстрирует, как подлинное стоическое учение можно вычленить из клеветы. Феофил Антиохийский в письме к Автолику пишет: «А как тебе показались мнения Зенона, Диогена и Клеанфа, которыми наполнены их книги и которые учат людоедству, чтобы отцов варили и съедали их собственные же дети, и если кто-то не захочет, и пренебрежет хотя бы частицей этой нечистой пищей — чтобы съедали его самого?». Дескать, вот к чему ведет пресловутое стоическое равенство.
Факт №2. Стоики были монархистами.
Онуфрий: Звучит немного неожиданно. Вроде бы идеалы свободы и равенства плохо соотносятся с самодержавием.
Тимофей: Скорее да, чем нет. В данном случае мы говорим о стоиках времен Римской империи. К первому веку нашей эры установился принципат Августа, и стоики сформулировали новую прогрессивную систему монархии. В отечественной историографии этих стоиков принято называть «сенатской оппозицией». В западной науке давно существует название «стоическая оппозиция», так как в нее входили сенаторы и выходцы из других сословий, которых скрепляла приверженность стоицизму.
Изначально стоики были республиканцами, однако республиканство погибло вместе со становлением монархии в Риме. И стоики выдвинули идею о справедливом царстве primus inter pares, «первого среди равных». Император первый и равный одновременно. Согласно стоической диалектике, монарх должен подчиняться и людским, и божественным законам. Он не ставленник богов, а такой же человек, как и все, который наилучшим образом выполняет законы богов и людей.
Онуфрий: Можно ли в таком обвинить стоиков в империализме? Ведь империализм — это и есть мечта о космополисе с безграничной властью единого лидера.
Тимофей: Стоиков действительно обвиняют в империалистическом дискурсе. Некоторые даже говорят, что стоики и рабовладельчество поддерживали. А как было иначе в ту эпоху? У нас в XXI веке до сих пор существуют империи, а клеймо империализма появилось совсем недавно.
Онуфрий: Насколько я знаю, был некий император, который разоблачал заговоры. Однажды он раскрыл заговор против рабовладельца, которому принадлежал как собственность стоик Эпиктет. Расскажи, что ты думаешь об этой истории?
Факт №3. Один римский император так любил разоблачать заговоры, что разоблачил заговор, организатором которого был хозяин стоика Эпиктета.
Тимофей: Речь идет об императоре Нероне, известном кинике. Кинизм — это клоунская философия, в которой клоунское начало имеет двойственную природу. Кинизм тяготит к кринжатине, к так называемому киническому бесстыдству. Оно может быть интерпретировано как во благо, так и во зло. Нерон — типичный пример того, как киническое бесстыдство используется во зло. Он восхищался киником Диогеном Синопским, а также «открывателем всех дверей» Кратетом. Как раз из-за второго кумира Нерон увлекся всяческими разоблачениями. Нерону очень нравилось разоблачать всех своих приближенных, врываться к ним в покои, шутить неуместные шутки, узнавать все секреты. Он считал, что в этом есть нечто природно бесстыдное и смешное. Довольно кринжово, не правда ли?
Однажды, ведомый желанием снять покровы со всех тайн, Нерон решил разоблачить своего вольноотпущенника, который занимался деловыми переписками. Ночью император прокрался в его покои и обнаружил там спящего Эпиктета. Нерон испугался хромого старца-стоика и рассердился на своего секретаря-вольноотпущенника. После разоблачения в античном обществе поднялась волна возмущения. Все были ошарашены тем, что у вольноотпущенника спал Эпиктет — известный предводитель стоиков и раб. С помощью этого кринжового разоблачения Нерон подготовил почву для дальнейшей высылки всех философов из Рима.
Онуфрий: Уместна ли аналогия, что Нерон в наши дни — это Илон Маск, а киническое учение воплощено в том, как он управляет Twitter?
Тимофей: Да, вполне уместная аналогия. Взаимные разоблачения и нелюбовь в общих чертах напоминают вышеописанный конфликт. Изначально Twitter — это коллективная компания, то есть она больше напоминает стоический идеал организации. Стоицизм всегда видоизменялся, имел разных вдохновителей. Кинизм же был очень консервативным, он опирался в основном только на Диогена и Антисфена. В Илоне Маске как раз присутствует любовь к бесовскому юмору — такая злая интерпретация кинического бесстыдства.
Онуфрий: Уже многое сказано о том, что стоицизм безусловно очень плодотворное учение в наше нелегкое время. А вот учение киников может приносить свои плоды в современных технологиях, бизнесе? Может ли появиться современный киник, который возьмет и отберет популярность у стоического учения?
Тимофей: Я бы не сказал, что настоящие киники, которые используют бесстыдство во благо, будут отменять стоицизм. В принципе, учение киников только в мелких деталях отличается от стоицизма. Не считая моментов касательно уместности того или иного раздела античной логики, оба учения схожи. В бизнесе киники будут приносить такую же пользу, что и стоики. В современном смысле они деконструкторы, они помогают людям не слишком серьезно смотреть на вещи. Благое бесстыдство — это бесстыдство перед самим собой в праве совершить ошибку.
Если стоики — это грибы-боровики, кем в таком случае будут киники?
Тимофей: Настоящих киников можно сравнить с мухоморами. Он может как убить, так и вылечить. Плюс мухомор имеет заметный вид — как и киник, который носит дырявый плащ и не прикрывает гениталии.
С каким философом ты бы сравнил трюфель?
Тимофей: Насколько трюфель выглядит некрасиво снаружи, настолько он полезный и вкусный внутри. И тут сразу приходит на ум Сократ. Он подобен некоему изваянию сатира, в котором находится маленькая фигурка божка.
Онуфрий: Я бы хотел заметить, что Диоген — опенок, а Нерон — ложный опенок. Получается, что Сэм Бэнкман-Фрид или Илон Маск — такие же ложные опята?
Тимофей: Очень уместная аналогия, я согласен.
Факт №4. Стоик Музоний Руф создал школу на пустынном острове.
Что же это был за остров и какие грибы на нем произрастали?
Тимофей: Музоний Руф был стоиком из среды стоической оппозиции. Сам он был придворным философом. После скандала, который устроил Нерон, Музоний был изгнан на остров Ярос. Это маленький скалистый остров площадью двадцать три квадратных километра без единого растения. Музоний был в шоке, но благодаря своему стоическому образу жизни он преодолел это испытание. Начав осваиваться на острове, он постепенно привлек к своей фигуре внимание: все ждали, что он вскоре умрет. Но Музоний не только не умер, но и прекрасно жил, построив себе хижину.
Со всей империи к нему стали стекаться люди, желающие научиться мудрости и стойкости. Вместе они основали школу и даже нашли источник воды, о котором никто никогда прежде не слышал. Как следует из некоторых источников, недалеко от воды философы нашли грибы. Точное название найденных грибов не сохранилось, но в такой местности вполне могли расти коралловидные ежовики. Они как раз обладают питательными и иммуномодулирующими свойствами, которые были так нужны изгнанникам.
Факт №5. Дневник стоика Марка Аврелия на самом деле не является дневником.
Тимофей: Нет точного названия корпусу текстов, дошедшему до нас от Марка Аврелия. Долгое время считалось, что это личный дневник с описанием реальных переживаний. На основании анализа текста философ Пьер Адо выдвинул теорию, согласно которой текст является неким духовным упражнением. Суть упражнения состояла в том, чтобы напомнить Марку Аврелию, как он должен жить. Тексты являются категоричными, универсальными утверждениями. Вряд ли кто-то ведет личный дневник в такой манере.
Онуфрий: Можно ли сравнить дневник Марка Аврелия с личным блогом на фейсбуке?
Тимофей: Да, вполне. Вышеупомянутый дневник он вел во время войны. Также у него был параллельный проект — лечение с помощью психоделических грибов. Этим проектом с ним занимался известный мыслитель и медик Гален.
Онуфрий: Думаю, что Марк Аврелий уже тогда пробовал нашумевший в свое время микродозинг мухоморов и вел личный блог, который вдохновлял других. Все шли дальше, развивались, черпали идеи и концепты, думали о душе, в том числе наверняка и о цифровой.
Тимофей: Если сравнивать Марка Аврелия с современным айтишником, то это такая персона, личным блогом которого заинтересовались лишь посмертно.
Самое главное: обо всех этих фактах вы не сможете прочитать в Web 2.0. Чтобы найти их источники и отличить чистую правду от вымысла, вам придется самим погрузится в тексты и начать думать как стоик.
Тимофей: Безусловно. И именно ради того, чтобы возбудить в людях интерес к знанию и самостоятельному исследованию интересующих вопросов, я и пришел к вам.
В заключение же хотелось бы пожелать всем есть только известные и хорошо прожаренные грибы.
Все другие выпуски подкаста Universum доступны здесь.
Все подкасты Community Hub:
Transistor.fm I Apple Podcasts I Spotify I Google Podcasts I Вконтакте