Мы привыкли, что в учебниках по финансам и экономике повествование ведётся аж с камней «раи» и подобных вплоть до золота, а уже после отказа от него — к фиатным деньгам и т.д. Но всё это в прошлом… Или нет? Сейчас попробую раскрыть свой старый тезис, что мы переходим с помощью криптовалют на тезис будущего: «деньги есть у всех»; а с помощью токенов (ещё точнее — токенизации) к «оцифрованному натуральному обмену». На примере ликвидности.
Первые наличные цифровые деньги: BTC
Именно в этом суть биткоина не как сети, но как монеты: с одной стороны — служить средством внутреннего анти-спама (хочешь делать много транзакций — плати комиссию, которая будет возрастать пропорционально запросам в мемпул), а с другой — играть меру стоимости внутри самой сети безотносительно чего бы то ни было ещё.
То есть правило «твои ключи — твои деньги» — ещё и о том, что деньги в виде биткоинов наличествуют у тебя только до тех пор, пока ты этот самый ключ не потерял. Сейчас есть способы восстановления через условный мультиаккаунт и т.д., но это лишь предоставляет альтернативу хранения/восстановления и никак не влияет на суть вопроса. Поэтому на этом уровне нет децентрализации ликвидности, кроме той, что обеспечена кошельками пользователей.
Эфир, и рождение интероперабельности нового образца
Виталик Бутерин и команды, его послушавшие, пошли иначе: они не только создали нативную монету, играющую, помимо прочего, функцию Газа, но ещё и создали возможность разработки не нативных токенов: ERC-20 прежде всего.
Так родился рынок DeFi, где ликвидность с одной стороны стала объединяться в пулы, а с другой так мы смогли быстро перемещать токены разных проектов внутри одной сети.
Но и это не было концом: в эпоху EVM-блокчейнов (Ethereum, BSC/BNB-chain, Polygon, Harmony, EvmOS (EVM в Cosmos), Moonbeam (EVM в Polkadot), Avrora (EVM в Near) и т.д.) интероперабельными стали токены в разных сетях.
И это привело нас не просто к DEX в виде AMM, но и к децентрализованным мостам: у которых смело можно насчитать 2.5, а то и 3 поколения (перевод через обёрнутые активы; перевод «нативных» активов; перевод с гибридным обеспечением).
В чём же тогда проблема? Как ни странно, она есть и не одна.
Какие проблемы надо решить, чтобы идти дальше?
Большая проблема разделяется на две более мелкие:
- Есть ряд эмитентов, которые блокируют активы в разных сетях: USDt от Tether в Эфире, скажем;
- Есть ряд эмитентов, которые хотят запретить создание активов в децентрализованных сетях в принципе (ЦБ и их cbdc).
То есть в мире, где есть и кэш, и криптовалюта, — жить худо-бедно в нецензурируемых финансах ещё можно, но где нет хотя бы одного составного элемента — уже нет.
И без решения этой проблемы мы не решим массу сопутствующих:
- Мы не сможем поддерживать какую бы то ни было оппозицию: не важно — на политическом уровне в тоталитарных формированиях, или же на культурном, если кто-то вдруг решит, что лишь одна идеология, вновь, стала «правильной»;
- Мы не сможем не платить те сборы, которые считаем не легальными или считаем даже преступными, потому что нас медленно ведут к транзакционному налогу внутри субъектной репутации;
- Мы не сможем…
Настолько много, что легче сказать, что мы сможем: сможем только то, что будет прямо предписано в псевдо-смарт-контрактах, в псевдо-блокчейнах с псевдо-криптовалютами.
Думаете, это антиутопия? Возможно. Просто наступившая: пока лишь локально, но никто не мешает превратить её и в глобальную. Пока никто.
Проблемы мостов и не только
Об этом уже рассказывал, поэтому повторяться смысла не вижу: материал первый и материал второй.
Распределённая, или пылевая, ликвидность
Поскольку схема в моей голове жива и готова, а в миру ещё толком нет — сегодня обозначу её краеугольные аспекты. Итак:
- Принцип №01: каждый может быть поставщиком любой ликвидности в любой момент времени. Для этого он лишь должен по определённым правилам разрешить использовать свою ликвидность на своём кошельке;
- Принцип №02: каждый может использовать децентрализованный и/или распределённый пул ликвидности, как напрямую, так и через специальные ключ (скажем, NFT). Для этого он лишь должен предоставить в обмен на ликвидность в сети Х ликвидность в сети Х или Y, и предоставить децентрализованному escrow, что вся ликвидность предоставлена по правилам;
- Принцип №03: до тех пор, пока возможно, мы не должны ничего знать, кроме того, что некая сторона А владеет ликвидностью в некой сети Х, а другая сторона Б владеет ликвидностью в некой сети Y, и что эти стороны возможно произведут обмен друг с другом на взаимовыгодных условиях.
Слишком абстрактно? Что ж, ровно это было в моей голове в 2011 году, когда впервые читал White paper сети Биткоин. Но и то, и другое — абсолютно рабочие схемы, как выяснилось. Уже. Просто вторая не популярна и механизмы её работы стали производиться на свет в 2020-2021 гг., а первой уже скоро 10 полных лет.
Поэтому ждите — скоро будет больше деталей, а пока всё и
До!
P.S. Если вы — нетсталкер, как и я, не забывайте побродить по ссылкам и протестировать всё, что уже не только описано, но и создано.