6 мая 2020

Афера года: как два махинатора продвинули Bitcoin SV в топ-5

История взлета Bitcoin SV – настоящий узел из интриг, манипуляций и откровенной лжи. Как Крейгу Райту и Келвину Эйру удалось  продвинуть монету в топ-5 по капитализации всего за несколько дней? И сможет ли BSV удержаться в десятке? Все тайное станет явным в расследовании от аналитиков Nominex.

Интрига завязывается

График Bitcoin SV за последние 6 месяцев – как хороший постер к фильму. Стоит на него взглянуть, как сразу хочется узнать, про что кино: 

Источник: CoinMarketCap

Похоже на классический pump’n’dump, правда? Мало кому интересная монета внезапно растет в цене в два-три раза, после чего курс обрушивается. Организаторы пампа, хихикая, считают профит. Разочарованные хомяки, купившие “на хаях”, в очередной раз зарекаются инвестировать в крипту. 

На самом деле взлет Bitcoin SV отличается от 99% пампов в трех важнейших отношениях:

1) Рост в абсолютном выражении. В большинстве пампов цена растет на считанные центы или доллары: например, с $0,0030 до $0,0090 – это рост на 200%.  Bitcoin SV, который  многие месяцы стоил $90-100, на пике поднимался до $420. На момент написания статьи монета стоила $190.

2) Торговые объемы. Взгляните на серую область внизу графика, Еще в начале января дневной объем торгов Bitcoin SV колебался в районе $300 млн. На верхушке пампа он достиг $7,5 миллиардов! Когда еще в истории крипты такое было? 

3) Стабильный успех. Хотя цена монеты сильно упала по сравнению с пиком, объемы остались на уровне в 10 раз выше, чем до пампа, — около $3 млрд в день.

Откуда вообще взялся Bitcoin SV?

Название монеты расшифровывается как Bitcoin Satoshi Vision, а появилась она как хард-форк Bitcoin Cash в ноябре 2018 г.

Философия Bitcoin SV забавным образом напоминает некоторые религиозные течения. Истинное учение великого Сатоши Накамото было искажено зловредными разработчиками. Поэтому то, что мы сегодня называем Bitcoin, — вовсе никакой не  Bitcoin, а фальшивка и вообще анафема. 

Bitcoin Cash был попыткой вернуться к первозданной истине, но и туда в итоге проник дух вредительства. В итоге сторонники чистых идей Сатоши откололись и создали свою “секту” —  Bitcoin SV. 

Пророк, плагиатор и просто интересный человек

Как и у любой уважающей себя секты, у Bitcoin SV есть харизматичный основатель, утверждающий, что он – живое воплощение божества или пророка. В данном случае в роли божества выступает Сатоши Накамото.

Знакомьтесь – Крэйг Райт (Craig Wright):

Райт – настолько колоритный персонаж, что он заслуживает целого расследования.  И мы такое расследование планируем скоро опубликовать на Хабе. А пока что в нескольких словах: 

Нет никаких доказательств того, что Райт – это Накамото. Учитывая, что даже свою диссертацию он списал, сложно поверить, что он мог создать Bitcoin. Зато очевидно, что он гений персонального брэндинга и живое воплощение принципа “плохого пиара не бывает”. 

Крэйг Райт – основатель и “ведущий ученый” компании nChain, которая занимается майнингом и исследованиями в области блокчейн. Именно команда nChain инициировала хард-форк Bitcoin Cash.

(Кстати, если вы планируете запускать собственный криптопроект, обратите внимание на то, как сделан сайт nChain. Там есть чему поучиться в плане дизайна и навигации.)

Из гемблинга в крипту

Второй (анти-)герой нашей истории – гемблинговый миллиардер Келвин Эйр (Calvin Ayre). Вот он (не будем подсказывать, кто из изображенных – Эйр):

 

Помимо ставок на спорт и казино под брэндом Bodog, у Эйра была своя лига смешанных боевых искусств  — Bodog Fight. На финальных поединках в Санкт-Петербурге в 2007 г. даже присутствовали Владимир Путин и Сильвио Берлускони:

Эйр уже давно перешел из гемблинга в криптобизнес. (Кстати, его даже судили за отмывание денег.) Теперь ему принадлежит сайт новостей CoinGeek и майнинговый пул под тем же названием. 

Келвин Эйр и Крейг “Фейктоши” Райт – лучшие друзья, даже, что называется, “криптаны”. Эйр с самого начала поддерживал проект Bitcoin SV. Больше того: есть основания полагать, что именно Эйр стоит за легендой о том, будто Крейг Райт и Сатоши – одно лицо.

Итак, мы познакомились с нашими товарищами-махинаторами. Пришло время рассказать, как им удалось вывести  Bitcoin SV в топ-5.

Фанфан-Тюльпан

Началось все с ключей от таинственного траста “Тюльпан” —  The Tulip Trust. 

Эта афера сама по себе достойна Остапа, но мы расскажем ее в общих чертах. 

Факт здесь только один: В 2009-2011 гг. Крейг Райт и его партнер, компьютерный гений Дэйв Клейман вместе майнили биткойн. 

Легенда гласит, что Крейг и Дэйв намайнили больше миллиона ВТС. Доступ к ним был зашифрован в документах под кодовым названием Tulip Trust. Там же содержатся доказательства того, что Райт – на самом деле Сатоши Накамото. 

Дэйв Клейман умер, и его вдова Ира подала на Крейга Райта в суд, требуя свою долю в трасте “Тюльпан”. Речь идет о сумме почти в 8 миллиардов долларов. Райт уверяет, что ключей к документам у него нет, но суд обязывает его их предоставить. Наконец Райт обещает, что в январе 2020  г. их ему привезет… курьер.

Мало кто верил, что курьер реален. Однако 14 января 2020 по сети прошла информация о том, что Райт якобы получил документы от курьера – и даже передал их суду!

Результат налицо: памп пошел. 

Легкость рук и никакого обмана

Как мы уже отмечали, удивляет в этой ситуации не ценовое ралли, а огромный объем. В какой-то момент он почти достиг общей капитализации монеты – беспрецедентный случай. 

Откуда этот объем мог взяться? Ведь BSV уже давно делистнули Binance, Kraken и другие крупные площадки – именно потому, что считали Крейга Райта обманщиком.

На момент начала пампа Bitcoin SV торговался на Huobi, OKex и ряде мелких бирж. Но никакой Huobi не смог бы обеспечить торгов на миллиарды долларов.

А вот Келвин Эйр мог! Железных доказательств ни у кого нет, но реконструкция событий выглядит так. 

  1. За пару месяцев до пампа Эйр должен был продать большую партию майнингового оборудования общей мощностью почти 3 петахэш. Однако сделка провалилась, и у Эйра на руках оказалась гора непристроенных асиков. 
  2. За несколько недель до пампа Эйр включил эти ASIC-и начал массово майнить Bitcoin Cash. Заметьте: не BSV (который Эйр также майнил, но на других своих пулах), а BCH. 
  3. Дальше Эйр делает нечто гениальное. Он продает произведенные монеты BCH за USDT. Эти USDT он переводит на мелкие биржи, где торгуется BSV, и начинает размещать там множество встречных ордеров на покупку и продажу в паре USDT/BSV (так называемый wash trading). 
  4. Эйр постепенно накручивает как объем, так и цену. Поскольку биржи мелкие, манипулировать ценой довольно легко. При этом он может покупать сам у себя BSV по любой цене ниже той, по которой он продавал BCH, и все равно оставаться в плюсе. 
  5. Естественно, к гонке подключаются и другие трейдеры, не знающие, что происходит. Когда цена BSV взлетает до небес, Эйр прекращает “отмывку” и просто ждет удобного момента, чтобы начать сливать свои BSV.
  6. Этот момент приходит 15 января. Результат дампа: за сутки цена  падает с $422 до $288.

Три косвенных доказательства

Ряд интересных фактов подтверждают, что “теория заговора” верна.

1) Признание Крейга Райта. 28 января Райт фактически признал в интервью Block.TV, что происшедшее было намеренным пампом. Он сказал: “Я знаю, кто за этим стоит, я все знаю. Но эта информация не подлежит разглашению, поэтому рассказывать я не буду”.

2) Перевод $10 млн с Binance на Huobi. Рано утром 15 января, когда до пика пампа было еще довольно далеко, какой-то “кит” перевел на Huobi биткойны на общую сумму около $10 млн. О транзакции сообщил Твиттер Whale Alert. 

ВТС в тот момент падал, но если бы кит просто хотел его сбросить, то сделал бы это на Binance. Зачем выводить такую сумму на другую биржу? Логичный ответ – чтобы купить какую-то монету, которая на  Huobi есть, а на Binance нет. Какую именно – догадайтесь сами. 

3) Данные Google Trends. Если бы рост цены BSV произошел по естественным причинам (таким, как ожидание масштабного апдейта Genesis 4 февраля), то увеличение числа запросов в Google было бы плавным. Но на графике видно, что вспышка запросов очень короткая. 14 и 15 числа ключевая фраза “Bitcoin SV” становится популярнее, чем “Bitcoin Cash”, а потом число запросов снова падает.

Чего ждать от BSV

Пока что “Крейгкойн” стабильно находится в конце первой десятки по капитализации.  В марте 2020 г. курс BSV даже кратковременно взлетел на 40%. Однако на нашей бирже Nominex мы приняли решение не листить монету. 

Почему? Дело в человеческом факторе. В топ-20 больше нет ни одной монеты, которая была бы так тесно связана с конкретным человеком. Репутация и курс Bitcoin SV будут следовать за сомнительными похождениями Крейга Райта. 

Пока Райту удается водить за нос общественность,  BSV будет показывать хорошие результаты. Но если очередной хитрый план Крейга и Келвина пойти прахом, может обрушиться и курс монеты. Готовы ли вы как инвестор пойти на такой риск?

Обсудить в Discord!