Примерно за десятилетие криптовалюта перешла из разряда «денег будущего» и малопонятных концептов во вполне эффективный инструмент. Рост технологий — это не только растущие перспективы искусственного интеллекта или ракеты Илона Маска, которые вот-вот полетят к Луне и Марсу. За последние десятилетия значительный апгрейд в технологиях коснулся и экономики как таковой, а также финансов и экономических процессов. Наибольший потенциал в финтехе сегодня — у криптовалют и blockchain-проектов.
Основные проблемы, с которыми может помочь всё, что на блокчейне, — это махинации с деньгами, коррупция и риски общефинансового характера. А особенно много таких проблем — в странах, где рыночная модель взаимоотношений до сих пор находится под влиянием пост-тоталитарного наследия. Их называют «странами с переходной экономикой» — но в большинстве из них переход к демократии и рынку растянулся уже на несколько десятилетий. Что может изменить криптовалюта в таких государствах? Давайте разберемся.
В ожидании больших возможностей
Главное, за что выступают апологеты биткоина — свобода в выплате сумм для любых операций, ведь транзакции можно осуществлять в любой момент времени в любой точке мира, где есть интернет. В странах, где до сих пор бюрократия вокруг банковских платежей и без GDPR была на высшем уровне, операции с использованием криптовалюты не требуют открытие и содержание банковских счетов и характеризуется низкой стоимостью обслуживания.
Вторая сторона, выгодная для пользователей в таких странах — анонимность владельца криптовалют, также невозможность внесения криптовалюты к уставному капиталу юридических лиц, что гарантирует снижения денежных махинаций и коррупции. Очень важна и технология блокчейн, так как криптовалюта — это не только про «активы», но и про выработку ресурса и продуктивизацию в целом.
Пример Китая и некоторых других стран демонстрирует: страны, не имеющие стабильной экономики, но имеющие возможности для того же майнинга, могут благодаря второму в разы улучшить первое. Наличие профессиональных и перспективных кадров, источников энергии, где может вырабатываться продукт и прозрачность индустрии на первых этапах — хороший старт для перехода экономических процессов на новый уровень. Единственное, что может помешать этой экономической идиллии — законодатели, у которых не такой оптимистичный взгляд на свободный крипторынок (но об этом — чуть далее).
Страны, которые могут (или хотя бы пытаются)
В общепринятом понимании, страны с переходной экономикой — это группа государств, которые находятся на стадии перехода из одного социально-экономического состояния в другое, занимая промежуточное положение между экономически развитыми и развивающимися странами. Статус таких государств зафиксирован в РКИК ООН и может быть упрощен только через внесение изменений в Конвенцию. На сегодня более 14 государств входят в список стран с переходной экономикой, среди них — Украина, Беларусь, Латвия, РФ, Молдова, Румыния и также Польша. Некоторые из них, находясь в трудном экономическом положении, понимают и осознают перспективы криптовалюты в контексте улучшения как экономической, так и финансовой сферы, и уже делают первые шаги к развитию данной технологии.
Беларусь
Страна стремится заявить о себе не только, как об успешной «агрономической стране», но и выйти из тени более мощной технологической экономики соседней России. Кроме того, здесь долгое время не было прорыва в IT-секторе (если не считать Wargaming). В 2017-2018 годах белорусские власти перестали присматриваться к криптовалюте — и за короткий срок легализовали и урегулировали криптовалютные операции.
Еще летом 2017-го президент Александр Лукашенко заявил:
«Создание IТ-государств — наша амбициозная, но достижимая цель. Это позволит нам сделать Беларусь еще более современным и процветающим, и позволит белорусам уверенно смотреть в будущее».
Спустя год здесь появилась первая криптовалютная биржа Сurrency.com. Сейчас же последние данные по ВВП Беларуси, показывают стабильный прогресс. За пятилетие темп роста ВВП прогнозируется правительством в диапазоне 112,1-115%.
В оптимистичные прогнозы внес свои коррективы коронавирус — однако анализируя рынок криптоиндустрии в этот период, можно сказать,что убытки будут кратковременными.
Украина
Экономические реалии этой страны осложнены военными действиями на Востоке и частой сменой правительств за прошедший год. Однако и тут в плане законодательного регулирования наметились определенные изменения. На рассмотрении в украинском парламенте было несколько законопроектов по криптовалюте, и буквально недавно был утвержден порядок ее декларирования. А в конце июля 2020-го стало известно, что в действие вступают новые правила финансового мониторинга.
Мінцифры даже согласовало все условия сотрудничества и подписало меморандум с компанией Crystal Blockchain B.V. Эта организация является одним из ведущих мировых производителей программного обеспечения для мониторинга операций с виртуальными активами. Аналитическим программным обеспечением компании Crystal пользуются украинские банки, частные и правительственные структуры для мониторинга финансовых операций.
Согласно положениям закона № 361-IX, который касается противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, в украинском законодательстве вводится понятие виртуальных активов — и в их число входят и криптовалюты. К ним применяется обязательный финансовый мониторинг. Пограничная сумма — эквивалент в гривне на сумму примерно в $15 тыс. А процедура KYC должна начинаться с суммы в эквиваленте чуть более $1 тыс.
С другой стороны, правительство украинского премьера Дениса Шмыгаля интересуется и вопросами майнинга криптовалют. В мае 2020-го был обнародован документ за подписью министра энергетики Украины Ольги Буславец, адресованный директору развития ядерной энергетики и атомной промышленности НАЭК «Энергоатом». Среди прочих поручений, было предложение проработать возможную реализацию проектов по майнингу криптовалют для поиска дополнительных рынков сбыта электроэнергии, производимой атомными и электростанциями.
С одной стороны эксперименты, с другой — госрегулирование и мониторинг. Правительство Украины пытается следовать примеру Беларуси, но пока получается не очень.
Молдова
Здесь криптовалюта находится в «серой зоне». Майнинговые мощности пробуют устанавливать и эксплуатировать, а зарубежные инвесторы занимаются строительством фотоэлектрического парка, который — по мнению СМИ — был разработан для производства дешевой электроэнергии для майнинга криптовалют.
Российская Федерация
Наиболее драматические события разворачиваются вокруг криптовалютного рынка и его регулирования в этой стране. Из всех стран постсоветского пространства долгое время казалось, что именно в России наметится прогресс по части криптовалютного использования. С 2016 года тенденции были позитивными — но пакет законопроектов о регулировании оборота цифровых валют и цифровых финансовых активов в РФ ставит фактически жирный «крест» на возможностях использования криптовалюты как таковой.
Майская версия законопроекта привела участников рынка в шок, и в СМИ развернулось масштабное обсуждение. С другой стороны не порадовали российских криптовалютчиков и новости по проекту Дурова Gram, который окончательно объявил о своем закрытии, несмотря на существенный вклад российских инвесторов. Баталии в медиа и сообществе не особо помогли изменить расстановку сил — большинство правок оказались косметическими.
Проект закона о цифровых финансовых активах прошел третье чтение и был направлен в Совет РФ. 107 страниц финальной редакции — и главным ударом по криптосообществу остается тот факт, что законопроектом по-прежнему запрещен прием российскими компаниями и физическими лицами-резидентами цифровой валюты как средства платежа. Одновременно цифровые финактивы находятся под жестким контролем налоговой и Центрального банка РФ (т.е. хотя использовать криптовалюты запрещено, отчет в налоговую направлять всё равно необходимо, если у вас есть криптовалюта на счету).
Почему проблемы криптовалют в пост-советском пространстве временны
Мориц Хольтмайер и Филипп Санднер в своей работе «Влияние криптовалюты на развивающиеся страны» проанализировали главные возможности криптовалюты для стран с низким экономическим уровнем. Авторы выделяют следующие перспективы данной индустрии в экономическом контексте:
- Доступ к международному рынку и бизнесу
- Повышения скорости финансовых операций
- Доверия народа и борьба с коррупцией
- Возможности кредитования
- Развития финансовой доступности
До сих пор считалось, что для нового экономического витка могут понадобиться дополнительные природные ресурсы, развитая кредитная система, определенные решения центрального банка, изменения технологического прогресса, численность населения, а сдерживающими факторами могут стать мировая пандемия или длительный военный конфликт. Но сейчас на экономические перспективы стран влияют и решения центробанков в условиях экономического кризиса из-за COVID-19. Именно технологии считаются «золотой жилой» в развитии экономики, ведь даже при пандемии COVID-19 криптовалютный мир продолжает развиваться и только набирает обороты. Если страны с переходной экономикой примут необходимые меры для урегулирования криптовалют и демократизации этого сегмента рынка, то такие государства смогут найти (в отличии от нефти) незаканчивающийся ресурс для развития. Всё зависит лишь от того, чем закончится конфликт старой бюрократии и новой системы технологического порядка. Пока что в крупнейшем сегменте русскоязычного пространства эта битва проиграна — но не вся борьба за роль криптовалюты в будущем для постсоветского пространства.