Современные технологии творят чудеса.
Суперкомпьютеры делают сложнейшие расчеты, боты с искусственным интеллектом ведут осмысленные диалоги, беспилотные автомобили успешно ездят по городу. Технологии используются и на финансовых рынках. Есть алгоритмический трейдинг, есть много полезного ПО, которое помогает анализировать рынок. Но по прежнему нет инструмента, который позволит точно сказать, куда пойдет рынок и гарантированно на этом заработать. Без управления человеком все эти программы неизбежно проиграют рынку даже в среднесрочной перспективе, не говоря уже о краткосроке.
Не думали, почему суперкомпьютер не может рассчитать все факторы, влияющие на стоимость того или иного актива, и выдать, когда его надо покупать, а когда продавать?
Мы можем рассчитать, какая комета пройдет мимо Земли через 50 лет, или что будет с климатом при потеплении на пару градусов, но не можем получить ответ, сколько будет стоить акция Apple или Биткоин в 2022 году.
Почему так?
Потому, что рынки — это гораздо больше психология, чем математика. Рыночная толпа совершают сделки не тогда, когда это экономически оправдано, а тогда, когда эмоции заставляют их покупать или продавать. Рыночная толпа постоянно находится под влиянием эмоций — то ли жадности, то ли страха. Но этот путь однозначно не ведет к деньгам.
Если бы нормальная, естественная эмоциональная реакция давала прибыль, то любой средний трейдер испытывал бы только одну проблему — куда вложить заработанные деньги. А на практике проблема у большинства другая — где найти денег на пополнение депозита, который в очередной раз значительно уменьшился, или вообще поглощен рынком.
Значит, действовать под влиянием эмоций -это тупиковый путь. Для успеха руководить действиями трейдера должен только мозг. Когда эмоции перехватывают управление действиями трейдера- крах неизбежен. Большие игроки на рыночной толпе зарабатывают, но иногда и сами ведут себя иррационально, события на фондовом рынке и крипторынке в марте 2020 года — самый недавний тому пример.
Рынок движется из-за периодически повторяющегося иррационального поведения его участников. А иррациональное лежит за пределами математики, потому, даже если возможности компьютеров и технологий вырастут еще в разы, ситуация не изменится. Никакая математика не даст ответа на вопрос, почему люди, которые в феврале 2020 считали большим успехом купить Биткоин по 8000, через 2 недели в ужасе продают его по 5000, хотя ничего из фундаментальных факторов для Биткоина не поменялось.
И самый мощный компьютер зависнет, пытаясь объяснить причину, по которой те же самые люди через пару месяцев будут с радостью покупать Биткоин выше 10000, а когда он дойдет до 15000, то закладывать имущества для получения кредита на его покупку.
Объяснение этих аномалий лежит в области психологии. Если изучить истории самых больших неудач и провалов известных трейдеров, которые потеряли на рынке миллионы, а иногда и миллиарды долларов, то мы увидим, что никто не попал в такую ситуацию из-за неправильной точки входа в рынок или из-за неверного определения тренда. По этим причинам трейдеры могли получить только неудачную сделку, или, в крайнем случае, серию сделок. А сливы огромных счетов, крах банков и фондов из-за неудачных действий на рынке практически всегда лежат в области психологии. Если из высшей лиги вернуться к трейдерам, которые торгуют суммами от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч долларов, то там ситуация выражена еще ярче — практически все случаи потери выше 50% счета происходят по причинам иррациональных действий трейдера.
Проще говоря, главной причиной потерь трейдера является его собственный мозг.
И чтобы из большинства, которое теряет деньги на рынке, перейти в меньшинство, которое на рынке зарабатывает, в первую очередь надо работать над решением этой проблемы. Просто научившись контролировать свои эмоции, трейдер становится на голову выше большинства участников рынка. Игра стоит свеч, ведь задача трейдера — отобрать деньги у этих самых других участников.
С одной стороны, задача не столь сложная — выявить причины, по которой трейдер теряет деньги, и устранить их.
С другой — в этой ситуации надо быть и объектом, и субъектом. Все равно что хирург, который сам себе операцию делает.
Задача непростая. Но у меня есть решение.
Через 2-3 недели о нем будет сказано на канале «Главный по Крипте»