В предыдущем выпуске подкаста Matrix мы подробно говорили с Ярославом Воловым, CEO компании Meta Ads, о больных местах современных метаверсов. Вот семь основных проблем, которые мы выделили по следам этого разговора.
1. Метаверсам не хватает трафика
Отчасти это связано с тем, что технические требования различаются: одной метавселенной достаточно смартфона, другая требует VR-шлема, что само по себе проблема, потому что шлемы лагают, у людей кружится голова и тому подобное. Есть метаверсы с высокими требованиями к железу. Одни доступны только с персонального компьютера, другие требуют провернуть некоторые ухищрения в браузере, чтобы игра не лагала. Третьи, напротив, нормально работают только с телефона.
2. Миры несовместимы
На умном языке это называется «проблема интероперабельности». Иными словами, достижения или лут, заработанные в одном метаверсе, нельзя перетащить в другой. Это снижает поток пользователей.
3. Качественного контента не хватает
Базовая схема действий в большинстве метаверсов: ты приходишь, покупаешь себе участок «земли» и что-то на нем создаешь. Но для этого часто требуется неплохо разбираться в трехмерных моделях, уметь их размещать и выполнять массу технических действий. Многих это отпугивает, и трафик снижается. Варианты решения этой задачи сейчас примерно такие: у тебя самого есть крутая команда и ты продаешь решения под ключ. Или ты сам обращаешься к крутой команде, излагаешь свое видение, чтобы тебе все оформили как надо. Наконец, сейчас развиваются ИИ-решения. Вероятно, еще полгода-год, и можно будет вбивать промты того, что ты хочешь получить в метаверсе, а дальше работать будут нейросети.
4. Нет юридического регулирования
С юридической точки зрения метаверсы не регулируются, хотя до тех пор, пока трафик там незначителен, контролирующим органам особого дела до них нет. А вопросов, между тем, масса. Например, если можно сканировать людей для, скажем, игры в баскетбол, то, очевидно, возможны конфликты из-за того, в какой контекст может быть встроен чей-то образ.
Сейчас вопросы регуляции лежат на плечах владельцев метаверсов. Они пытаются, с одной стороны, избежать ответственности, с другой стороны, снизить риск появления условных дикпиков в своей вселенной. Так, например, если в игре есть зоны с игровыми автоматами, то туда будут пускать только после верификации возраста. С третьей стороны, если в каком-то метаверсе есть систематическая жестокость, то это происходит по воле создателей.
Если пользователь размещает на своей локации в метаверсе запрещенный контент, то возможны разные санкции. Сначала придет предупреждение, что публикуемый на твоей земле контент нарушает правила. Если продолжать показывать этот контент, его могут удалить, снести твою так называемую сцену, и тебе придется создавать ее заново. Либо, в крайнем случае, можно лишиться земли.
Как понять, какой контент запрещен? Как правило, при покупке земли дается пользовательское соглашение, с которым, как в любой программе, пользователи соглашаются не читая. Там обычно говорится, что пользователь не имеет права размещать контент, противоречащий здравому смыслу и требованиям метаверса.
5. Частный случай юридических сложностей — проблема виртуальной собственности
Пример Decentraland: в этой вселенной один участник управлял несколькими участками земли по механизму ДАО. Грянул скандал: выяснилось, что заработки с этих земель он распределял нечестно, что-то прикарманивал. В результате вопрос об управлении вынесли на голосование внутри метаверса. Но эта проблема может возникать систематически.
6. Механизмы монетизации ограничены
Метаверсы обычно принимают оплату в крипте на блокчейне той системы, на которой построена вселенная: чем больше транзакций с токеном, тем выгоднее метаверсу. Некоторые выпускают собственный токен, после чего все операции внутри метавселенной происходят на базе этого токена. В этом состоит «полезность» токена, которая позволяет ему удержать цену на рынке, а владельцам метаверсов — зарабатывать. Метаверсы часто монетизируются за счет продажи земли, а ее владельцы могут зарабатывать мероприятиями, ивентами, рекламой товаров и услуг (наш стартап Meta Ads как раз предлагает инструменты ведения маркетинговых кампаний). Будущее во многом за образовательными и развивающими программами.
7. Уровень трафика сложно удерживать
Любой IT-продукт либо развивается, либо умирает. Разовый ивент может посетить несколько тысяч человек, которые больше не вернутся. Есть разные пути избежать этого: мини-игры, обучение. Пользователь вернется, если ты провел отличную лекцию и анонсируешь еще одну через неделю. Если давать научный или образовательный материал, конверсия возвращения пользователя может быть гораздо выше, чем если просто создать эстетически привлекательное место.
За какими метаверсами стоит внимательно следить?
■ Decentraland — много игровых механик, джамперов, паркура, крутые мероприятия. Там есть люди, глубоко понимающие код и вообще IT-продукты. Много вендоров, создающих продукты для этого метаверса.
■ Roblox — интересно для детей, пример метаверса 2.5.
■ Sandbox — похож на Roblox, пиксельная графика, много брендов, качественный контент внутри земель.
■ Скоро выйдет бета-версия Sensorium Galaxy — там высокие требования к мощности машины, но передовая графика, так как новые метаверсы строятся на движках Unreal Engine.
Все другие выпуски подкаста Matrix доступны здесь.