8 декабря 2021

Города будущего и Web 3.0

Сразу — несколько дисклеймеров:

  • Не думаю, что город и деревня — единственные формы сосуществования людей: тем паче — на разных планетах; 
  • Не являюсь большим поклонником городов, хотя и всегда ценил их эстетическое устройство; 
  • Наконец, ниже — (пока) не полноценный рассказ, но компиляция ряда трудов последних лет: зато — фактов и примеров хватает. 

Итак…

Краткая предыстория

Начну — цитатой:

  • В 00-ных – рождается концепт умного города;
  • 2008 — IBM представляет программу Smart Planet: после чего начинается выход технологических компаний в эту область; 
  • 2010 — в Рио-де-Жанейро открылся центр умного города;
  • 2012 — В Китае одобрено 90 пилотных проектов для смарт-городов; 
  • 2013 – Генезис критики концепта умного города;
  • 2016 – Модернизация концепции умного города (версия 2.0);
  • 2021 — Бутерин формирует концепт “крипто”-городов.

Что день грядущий нам сулит?

“TenscentOS Tiny…, легче и проще в использовании. Tenscent надеется, что она побудит разработчиков к работе над проектами, связанными с умными городами, транспортными средствами и носимыми устройствами”, — едва заметная новость, но сколько в ней всего, если только:

  1. Вспомнить, как Правительство Китая пытается приструнить всех IT-гигантов;
  2. Знать, что и В. Бутерин стороной сей феномен не обошёл; 
  3. А Дубай для многих — уже город будущего: в год проведения Всемирной выставки — тем более. 

Одной из интересных тенденций последнего года стал рост интереса к местному самоуправлению и к идее местных органов власти, которые имеют более широкий диапазон [полезных деяний] и проводят больше экспериментов. За последний год мэр Майами Ф. Суарес придерживался стратегии привлечения интереса к городу с помощью Twitter, похожей на стратегию технологических стартапов: часто общаясь с представителями основной (технологической) индустрии и криптосообщества в Twitter. Вайоминг теперь имеет дружественную DAO юридическую структуру, Колорадо экспериментирует с квадратичным голосованием: и мы видим всё больше экспериментов по созданию более удобной для пешеходов уличной среды для офлайн-мира. Мы даже видим проекты разной степени радикальности — Cul de sac, Telosa, CityDAO, Nkwashi, Prospera и многие другие — пытающиеся создать целые районы и города с нуля”. 

И, если города условного будущего удобны для пешеходов, то дороги будущего — для “экологичных” авто. Смысла нет повторять, потому как есть вот эта статья, но всё же одну цитату себе позволю: “К 2050 году в мире будет в два раза больше автомобилей, чем сейчас: по подсчётам Всемирного банка, на дорогах прибавится как минимум 1,2 млрд машин. Похожая тенденция складывается у электрокаров: к 2020 году их число увеличится почти в три раза по сравнению с 2016 годом — до 13 млн. Из-за нагрузки на экологию в 2017 году Китай ограничил импорт иностранного вторсырья, а в 2018 году Евросоюз принял стратегию по вторичной переработке отходов. В планах ЕС — перерабатывать 55% всего пластика к 2030 году. К этой тенденции подключились топливные и дорожно-строительные компании.

За последние 15 лет в мире возникли десятки идей, как сделать производство асфальта менее вредным для окружающей среды, а также превратить обычную бетонную трассу в «умную» конструкцию, способную светиться в темноте, следить за трафиком, накапливать, передавать энергию и так далее”. Про перспективы в РФ и оцифровку пространства дорог — можно изучить здесь

Но что значит оцифровка для P2P-мира? Правильно — токенизацию. И здесь Виталик выделил следующие функции возможных “городских токенов”: 

  • служить устойчивым источником доходов правительства;
  • содействовать экономическому сотрудничеству между жителями и городом;
  • содействовать росту благосостояния всех заинтересованных сторон;
  • поощрять общегородские социальные инициативы;
  • уменьшать экономическое неравенство. 

А теперь попробуем наложить сюда ещё одну тенденцию: “Исследование PwC «Megacity of the Future» (для него изучили 10 мегаполисов, в том числе Москва) показывает, что люди в крупных городах за последние пять лет стали гораздо больше времени уделять развлечениям и отдыху. В среднем каждый житель крупнейших городов планеты отдыхает 184 минуты в день, причем за последние пять лет этот показатель вырос на 53 минуты, т. е. почти на час. Освободившееся время горожане проводят за досугом в клубах и театрах и гуляя в парках, указывают аналитики PwC. Москвичи в среднем выбираются в парки чаще жителей других мировых столиц (135 минут против 83)”. 

Так было… до 2020 года, когда пришёл вирус, который в СМИ обычно обходят стороной, если дело не касается статистики. Видимо, у него с Волан Де Мортом — общие корни? 

Как бы там ни было, но вот что получается… 

, или при чём здесь Web 3.0?

В среде, где всё прозрачно и открыто, где, проще говоря, “все и всё знают”… на самом деле никто и ничего не знает. Совсем. Почему? 

Во-первых, потому что экологичный город — не смотря на небоскрёб-огурец в Лондоне и подобные — всё ещё оксюморон. Во-вторых, потому как весь концепт смарт-сити — снова про консьюмеризм, а не о будущем. В-третьих, внешне может показаться, что город такого типа более человечный, но на деле — он лишь более технологичный. 

И главное: откуда средства на обслуживание инфраструктуры для 7.5-8 млрд человек? Всё просто: её нет. Поэтому большинству, хотим того или нет, придётся жить в безумии противостояния: открытость без анонимности или децентрализации — опасная вещь. Весьма.

Не верите? Сравните то, как мир обсуждал Чернобыль и, например, аварию на Фукусиме или Аварию на АЭС Три-Майл-Айленд: централизованная открытость ВСЕГДА будет выборочной. Абсолютно всегда. 

Поэтому Web 3.0 — не просто глобальная сверх-сеть нового поколения, но ещё и набор принципов и правил, которые помогают сосуществовать огромному числу людей, устройств, скриптов, etc.  

Это ограничение с одной стороны. Условное.

С другой? Виртуальные государства (альтернативная ссылка): примеров очень много, но соль-то их сводится к тому, что человечество пока не готово, точнее — бОльшая его часть — принять, что государство: во-первых, одна из многочисленных форм организации общества; а, во-вторых, не самая удачная форма. Из-за направленности блога — опустим детали и пойдём дальше. 

Имеем: первое ограничение — смарт-города, второе — виртуальные государства. Третье? Верно — единое XR-пространство-время Метавселенной. Выходит своеобразная сфера, которая будет расширяться и расширяться. 

Но при этом не факт, что:

  1. Не появятся замкнутые экосистемы в виде смарт-деревень; 
  2. Уже через поколение-два — не будет альтернативных поселений вне Земли; 
  3. Наконец, никто точно не будет отрицать феномен “городов внутри городов”. 

В последнем случае вариантов множество: вертикальная градация (“Будущее” Глуховского или “Пятый элемент” Ж.Л. Бессона); градация по района (“Голодные игры или “О дивный новый мир”); градация по контролю (“1984” и прочее). Уже сегодня динамические меш-сети (пока — больше статичные: как у Helium) — одно из немногих изобретений, что противостоит контролируемому Интернету: а, как известно, виртуальное отражает ТЕ ЖЕ тенденции, но значительно раньше, нежели реальное. Скажем, то, что случилось с электронными деньгами лет 5-10 назад — сегодня происходит с “реальными”: фиатными — бумажными. 

Проще говоря: умные города введут глобально, как минимум — на первом этапе, ещё бОльшую дифференциацию населения. Она уже заметна: если остановитесь как-нибудь в Грузии и посмотрите, как в эту страну прилетают (в период несносной жары) те, кто работает в тех же ОАЭ или НЕ работает, то поймёте, что мир уже дифференцирован: но это — не предел. 

Поэтому за всем технократическим благополучием — электромобили, вращающиеся небоскрёбы, красивая визуализация XR-миров и прочее — есть проблемы, которые централизованный мир не хочет решать. И это — вызов и одновременно — возможности для Web 3.0. 

Отсюда и родилась эта статья-заметка: чтобы попробовали изучить сей пласт важной истории, свершающейся здесь-и-сейчас, а позже — вернёмся к её анализу. Пока же — 

До!

Обсудить в Discord!

Menaskop
  • Зарегистрирован: 22 мая 2012 г.
  • Локация:London/United Kingdom
  • Сайт:penroseisparty.com