Криптовалюта в индустрии развлечений: возможности и риски 

15 сентября 2020
BTC-Alpha

Развлечения в XXI веке перешли в онлайн задолго до коронавирусной пандемии. Люди все чаще предпочитают развлекать себя в интернете, а не оффлайн. Согласно статистике глобального отчета «DIGITAL 2020» от App Annie, мобильный софт практически монополизирует наше время: 10 из 11 минут мы проводим именно в приложении для смартфонов. Интересный факт, что больше всего загруженных приложений за 2019 год — это игры и развлечения.  

Авторский вопрос и blockchain: что общего

Индустрия СМИ и развлечений основана на отношения как с потребителем, так и с платформами дистрибуции контента. Это означает, что создатели оказываются в невыгодном положении из-за наценки посредников и скрытых платежей. Зачастую авторы контента и приложений не до конца анализируют все тонкости бизнеса, права и финансов в своем стремлении к самовыражению и популярности. Не каждый создатель, как к примеру Epic Games, может судиться с Apple из-за невыгодных условий. Но отрасль развлечений потенциально может устранить мошенничество, значительно снизить затраты и повысить прозрачность в целом, используя blockchain.

Блокчейн обещает способ эффективного отслеживания IP по нескольким каналам. что предоставляет должный образ отслеживать права интеллектуальной собственности, а компании, управляющие цифровыми правами, могут получить доступ к полному отчету о совершенных транзакциях.

Технология распределенного реестра также может создать приложение для бухгалтерского учета и своевременного доступа к прибыли как для авторов, так и для инвесторов. Часто прибыль удерживается посредниками, а артисты и другие заинтересованные стороны могут месяцами ждать, чтобы увидеть денежную компенсацию, пока ведется бухгалтерский учет. Blockchain идеально подходит для обеспечения ликвидности всех заинтересованных сторон.

К примеру, компания Stem уже практикует дистрибуцию творческого контента, используя blockchain. Компания позволяет публиковать информацию, управлять контрактами и проводить платежи через единый портал.

Vezt, поддерживаемый Sony и BMG, претендует стать первой торговой площадкой по продаже прав на музыку, где поклонники могут сформировать общими усилиями гонорары за понравившиеся треки. Компания меняет бизнес-модель музыкальной индустрии предоставляя артистам, авторам песен и продюсерам финансирование напрямую от фанатов. Гонорар можно отследить онлайн. Все права на песни записаны в код, а фанаты могут приобрести процент от прав на песню.

Игровая платформа для торговли внутриигровыми предметами DMarket — еще один пример успешного blockchain-проекта. Она работает с 2 валютами: долларом США и собственным DMarket Coin, которые приравниваются 1:1 к токену DMarket. Возможность продать или приобрести игровой контент есть и у аналогичных платформ Enjin Coin, Voxel, WAX.

Блокчейн за относительно короткий срок стал интересен и создателям, и пользователям развлекательных онлайн-платформ. Когда речь заходит о безопасности, анонимности и будущем, мы охотней стремимся приобрести те или иные услуги, не думая о последствиях. Так в 2018 году на сайте PornHub появилась возможность оплатить подписку валютой Verge, а через несколько месяцев и TRON. Но маркетинговый ход не оправдал себя полностью: всего 1% всех подписок были куплены с применением криптовалюты.

Хороший маркетинг также основан и на ностальгии — даже если при этом использует передовую технологию. Один из обсуждаемых феноменов — игра CryptoKitties. Она отсылает нас к ностальгическим 1990-м, где каждый второй имел своего цифрового питомца. Это — первая игра, построенная в сети Ethereum. Разведение новых котят происходит путем траты эфира на смарт-контракты, а недавно выведенный котенок действительно уникален и навсегда записан на блокчейне ERC-20.  

Тонкая грань между пиратством и гэмблингом

Если сегодня криптовалюта может считаться полноправным платежным средством, а также заменителем фиатных денег, то еще несколько лет назад существовал стереотип о «сером» механизме использования криптовалюты. Так или иначе, многопользовательские онлайн-игры и гэмблинг-сервисы до этих пор считаются наиболее развивающимся сегментом blockchain-индустрии. По статистике Dapp Review приблизительно половина всех децентрализованных приложений (DEX) приходиться на игры, в том числе и азартные. Существуют отдельные монеты и токены, которые специально предназначены для игровой индустрии. Betting Business Russia пишет о лучших монетах игровой индустрии, выделяя такие активы, как FunFair, Wagerr и Edgeless, которые  создали целые платформы на основе технологии блокчейн. Также Crypto Gambling News отмечает огромную важность таких проектов как TRON и EOS в качестве ведущих валют для онлайн-казино.

Директор B2BSlots Алексей Батишев в своем интервью для BeInCrypto отмечает тесную связь криптовалюты с индустрией азартных игр:

Криптовалюта повлияла и поменяла многие сферы, в том числе и онлайн-гэмблинг. Конечно, поначалу был большой хайп, перспективы, но на данный момент в целом изменения в индустрии она вызвала не большие, а скорее средней тяжести. Для ряда же конкретных направлений в гемблинге криптовалюта стала поворотным моментом. Многие игроки в странах, где есть жесткое валютное регулирование, смогли наконец удовлетворить свои потребности без страха и риска потерять свои деньги, а онлайн-казино смогли оказать им эти услуги.

Помимо гэмблинга, технологии blockchain иногда используются и в пиратских» целях. Как криптовалютное пиратсьво может проявляться в индустрии развлечений? речь идет о так называемом «браузер-майнинге». Он реализуется зачастую с помощью браузерных приложений и плагинов. В 2018 году Trend Micro была зафиксирована целенаправленная кампания по размещению баннеров на YouTube с кодом для майнинга криптовалюты.

Что касательно секс-индустрии, то в ней криптовалютные платежи выросли по уровню популярности с началом пандемии COVID-19. В интервью для CoinDesk Ли Куен и создатель контента для взрослых Элли Круто рассказывают о платежных тенденциях в секс-индустрии и, что цифровая валюта — не всегда лучший вариант для оплаты такого рода услуг.

Как криптовалюта может повлиять на индустрию развлечений в ближайшие время

Команда Market Research Future  в 2018 году опубликовала прогноз распространения blockchain в онлайн-медиа и в индустрии развлечений в виде графика на ближайшие 5 лет. Географический анализ блокчейна в медиа и сфере развлечений был проведен в странах Северной Америки (США, Канада, Мексика), Европы (Великобритания, Германия, Франция, Испания, Италия, остальная Европа), Азиатско-Тихоокеанского региона. Согласно прогнозу, глобальный рынок blockchain-решений здесь будет существенно расти с 2018 по 2024 год. 

Эти ожидания вполне реалистичны, ведь blockchain может решить сразу несколько проблем в сфере онлайн-медиа и развлечений (особенно касательно безопасности и прозрачности) Вот несколько вероятных видов использования blockchain-разработок в будущем:

  • Микроплатежи за контент

Поскольку создатели контента все чаще используют в онлайн-медиа механизм доступа с помощью подписки, они могут упускать пользователей, которые не готовы платить за всю подписку, но могут внести меньшую сумму за доступ к 1 статье, 1 игровой сессии или 1 серии сериала.

Потребление с оплатой по факту использования становится возможным именно благодаря микроплатежам на основе блокчейна. Способность блокчейна вести исчерпывающий учет своих данных позволит точнее отслеживать время и обстоятельства использования контента, защищенного авторским правом.

  •  Устранение агрегации контента

Децентрализованная структура блокчейна может позволить создателям контента (будь то музыканты, писатели или продюсеры) напрямую распространять свою работу среди потребителей, минуя традиционные каналы цифровой дистрибуции и оставляя большую долю доходов самим создателям контента. Это может повлиять на всех — от крупных медиа-домов до независимых блогеров, помогая креативной индустрии наладить прямые отношения с потребителями.

  • Распределение роялти

Сбор и распределение лицензионных платежей в музыкальном бизнесе по мере роста стриминговых сервисов лишь усложнились и потеряли прозрачность. Например, каждый раз, когда песня транслируется онлайн или проигрывается на фоне телешоу, дистрибьютор должен выплатить компенсацию владельцу авторских прав на музыку. Однако по поводу точности и сумм компенсации могут возникнуть споры.

Криптовалюта и блокчейн в целом в очередной раз открывают новые возможности не только в сфере экономики и финансовых рынков, но и способствуют улучшению работы индустрии развлечений. Компании, создающие цифровой развлекательный контент, получают дополнительную защиту своих экономических интересов и авторских прав. Этот аспект крайне важен, ведь ранее такие гиганты, как Sony Corporation и HBO, не раз становились жертвами киберпреступлений. С помощью децентрализованной структуры, криптографии и последовательного хэширования с помощью blockchain медиакомпании могут защитить выплаты партнерам, авторам и исполнителям, сделав такие транзакции практически недоступными для хакеров. А где растет прибыльность и защита, там растет и качество — что в итоге только на руку авторам контента.