Значения слов «труд» и «работа» различаются. Первое означает деятельность свободного человека, а второе — не совсем свободного. В новом выпуске подкаста Future Human разбираемся в старой парадигме работы и новой парадигме участия. Ведущий: Aremefe. Спикер: Владимир Понимающий.
Работа или труд: как отличить
Если попытаться предельно кратко сформулировать разницу между работой и трудом, то выйдет следующее: работать могут и человек, и машина, трудиться может только человек. Что думаешь?
Я думаю, что это рабофобия. Отголоски древнего представления о том, что машина — это нечто неживое, механическое. С развитием роботизации и искусственного интеллекта мы стали понимать, что данное представление в корне неверно.
Начнем с терминологии. Работа — это действие с фокусом на вознаграждении, а не на процессе. То есть при отсутствии вознаграждения процесс не будет осуществлен.
Существует огромное количество зануд, которые в моих словах выше увидят, что, например, игра — не удовольствие, а тоже работа. Только с нематериальным вознаграждением в виде эмоций. Если пойти дальше, то можно прийти к тому, что работа на заводе — тот же самый стейкинг. Вот вы застейкали себя на заводе и получаете вознаграждение раз в месяц в виде зарплаты.
Мы должны понимать, что удовольствие от игры люди получают в процессе, а не после. Если человек делает что-то ради процесса, а не ради вознаграждения, то нельзя назвать это работой. Подходящее слово — участие.
Труд — нечто промежуточное между работой и участием.
Участие может быть применимо к любому существу и действию. Вот раньше ребята со двора звали тебя на футбол, ты же не спрашивал, какое вознаграждение ждет по итогу. Брал воду, мяч и участвовал в общей игре. Потому что тебе нравится процесс и ты готов вложиться в него без обещания будущего вознаграждения.
Когда я делаю какую-то работу и говорю, что делаю этот процесс ради получения результата, то сам процесс мною будет оценен согласно размеру вознаграждения. Пример: я играю на гитаре только за деньги. Если по итогу выступления мне заплатили меньше моих ожиданий, я считаю, что сыграл плохо. Если я получаю больше, чем рассчитывал, — считаю, что сыграл отлично. Соответственно, происходит подмена понятий. Приходим к выводу: там, где процесс идет ради вознаграждения, на качество процесса всем плевать.
Человек получает максимальный результат от действия, когда совершает процесс ради процесса, а не ради награды. На протяжении всей человеческой истории наиболее выдающиеся вещи создавались именно по этому принципу. Самые дорогие картины нарисованы не на заказ, а в творческом порыве.
Когда процесс предполагает вознаграждение, стартовая цена уже есть в голове у исполнителя. Когда процесс совершается без фокуса на вознаграждение, то результат на старте бесценен. Цена будет определена рынком.
Люди очень иррациональны. Нам нравится, что в магазине у всех объектов есть конкретные ценники. Это удобно: торговаться не надо, цена такая же, как у всех. Но когда мы узнаем, что какой-то творец создал объект ради самого процесса, за просто так, мы думаем: «О, это круто, это бесценно».
Может ли машина осознать тот факт, что она работает? Сможет ли она трудиться/участвовать, то есть самостоятельно выбирать вид участия? Может ли произойти ситуация, что только что выпущенный робопес стоит перед выбором: в чем и как ему участвовать?
Хотя люди и обладают свободой воли, порой им сложно совершить выбор. Многие находятся в постоянном поиске. В итоге человек выбирает по параметрам «нравится/не нравится», «хорошо оплачивается/плохо оплачивается». Человек не исходит из того, чем бы он хотел заниматься. Он выбирает из существующих вариантов по параметрам выше.
Перейдем к роботам. Возьмем робота-пожарного. У него есть датчик температуры, который позволяет роботу не сгореть в пламени, а продолжать тушить пожар. Таким образом робот совершает выбор: вот датчик пикнул, значит надо отъехать в более прохладное место и продолжить тушить пожар.
В случае если робот услышит плач ребенка из огня, то он наравне с людьми бросится в пламя ради спасения человеческой жизни. Но только по итогу проведения анализа рисков. Ведь если огонь расплавит робота раньше, чем он выберется с ребенком из пожара, то в данном поступке не было никакого смысла.
Когда у робота что-то ломается или какая-то система функционирует на грани возможностей — он совершает выбор: продолжить функционировать или прервать действие и подождать робота-ремонтника. Затем для оплаты действий робота-ремонтника можно использовать крипту. Ремонтнику приходит заказ от робота-пожарного с указанием поломки и суммы оплаты в 0,2 роботокена. В то же самое время ему приходит еще один заказ на сумму в 0,6 роботокена. Ремонтник совершает выбор и отдает предпочтение более дорогому заказу, оставляя первый на потом. Робот-пожарный в этот момент также находится перед выбором: ему приходит уведомление об отсрочке ремонтных работ и уведомление о возможности перебить цену второго задания. Робот проводит оценку вариантов и совершает выбор без наличия сознания.
Может ли произойти такая ситуация, что роботу будет не хватать финансов для оплаты ремонтных работ? Как в таком случае они будут кредитоваться?
Он может одолжить у кого-нибудь, в том числе у самого ремонтника. В будущем, когда появятся автономные смарт-контракты, роботы смогут занимать сами у себя в счет своих доходов.
Лень, мотивация и Play2Earn
Говорят, что двигатель прогресса — лень. Надоело человеку пешком ходить с тяжелой вязанкой дров — он оседлал лошадь. Носить дрова — это работа, а придумать, как принести больше товаров за более короткий промежуток времени — это труд. Собственно, вопрос: почему любой процесс оптимизации сопровождается потребностью меньше действовать?
Потому что так устроен наш мозг. Есть отдел мозга, который отвечает за эффективность. Он подчинен логике и рациональности. Этот отдел говорит: вот таким образом ты достигнешь того же результата, затратив меньше энергии. Мозг — супермашина, которая помогает человеку найти наиболее короткий путь с минимальными энергозатратами для достижения цели.
Лень возникает при отсутствии мотивации. Если человек видит цель и хочет достичь ее любыми способами — мы занимаемся этим. Как люди тягают штанги? Перед ними стоит глобальная цель, на которую не жалко энергии — мировой чемпионат пауэрлифтеров. Здесь с мотивацией вопрос решен.
Лень не является двигателем прогресса. Происходит подмена понятий. На самом деле люди, которые занимаются научно-техническим прогрессом, вообще не ленятся. Они видят смысл в изобретательстве. Им не жалко своих усилий и затрат, чтобы построить адронный коллайдер и наблюдать за последствиями столкновения мельчайших частиц. Прогресс движется вперед, потому что человек обладает непреодолимым желанием познать новое. И ради этой цели не жалко никаких энергий.
Немецкий писатель и поэт Иоганн Готфрид Зейме сказал в свое время: «Леность — это глупость тела, а глупость — это леность ума. Есть авангард, который идет вперед и тянет людей за собой. Эти люди улучшают жизнь общества. Но это же самое общество, для которого все делается, в отсутствие труда превращается в сообщество работников, которые хотят лишь хлеба и зрелищ». Этому изречению уже больше двухсот лет. Когда человечество уйдет от этой устаревшей парадигмы?
Уже уходит. Всем хочется хлеба и зрелищ. Но часть людей не знает, как получить хлеба и зрелищ не работая. Вот я поработал, заработал денег, спустил все на хлеб и зрелища. Если вы начинаете в чем-то принимать участие и вам нравится сам процесс, то он и становится для вас зрелищем. Надо наслаждаться тем, что вы делаете.
В случае совершения действия за награду человек не очень наслаждается процессом. Геймификация труда добавляет зрелищности обыденным вещам, чтобы людям было интереснее и увлекательнее этим заниматься. В ближайшее время человечество геймифицирует все сферы общественной жизни, все станет киберспортом.
Считаешь ли ты парадигму Play2Earn устаревшей? Что может с ней произойти в будущем? Имеет ли парадигма Play2Play право на существование?
Play2Earn не является конечной целью. Скорее всего, модель эволюционирует в Win2Earn. Мы все прекрасно знакомы с данной моделью: выигрываешь — зарабатываешь. За сам процесс не предусмотрено вознаграждение, а вот за победу в чемпионате — пожалуйста.
P2E может сочетаться с коллекционными карточными играми. Можно играть и параллельно трейдить сами карточки. Здесь заработок идет не в процессе игры, а благодаря игре.
Следующий момент заключается в том, что сухой математикой заниматься достаточно скучно. Взглянем на DeFi: нужно взять токен А в паре с токеном Б, залочить в пуле ликвидности, получить LP-токены, их застейкать и получать процент. Но что мешает изменить фронтенд так, что пользователь, например, будет оперировать замком, который нужно сложить из камня и дерева. Чем больше замок, тем больше крестьян соберутся под защиту его стен, производя пшеницу.
Когда мы начинаем геймифицировать процесс, те же действия становятся в разы интереснее. Возьмем скальпинг, то есть торговлю на минимальных изменениях курса. Если изменить проекцию вверх-вниз на вправо-влево, а пользователя посадить в гоночную машину, то станет в разы увлекательнее. Изменение курса будет отображаться в виде изгибов дороги, где каждый поворот руля значит открытие/закрытие сделки. Скорость появления дороги – масштабы графика. Любой занудный процесс можно геймифицировать, сделав его более интересным.
Игры валидаторов
Чем занимаются валидаторы Cosmos? Как лучше назвать деятельность валидаторов: работа, труд или участие?
Зависит от сети. Есть такие сети, в которых валидирование — это труд, где человек лишь обслуживает инфраструктуру. Это касается всех PoS-сетей без активного сета. В сети Cosmos валидаторы, у которых недостаточно монет, выбиваются из активного сета. Таким образом, валидаторы не только следят за состоянием инфраструктуры, но и мотивируются на создание пользы для сети: участвовать в развитии сообщества, создавать контент, улучшать код.
Также очень важен момент с голосованием. В Solana есть малая централизованная группа активного фонда, который решает, как все будет. Какая может идти речь об участии? При отсутствии централизованной группы любое решение должно пройти процедуру голосования и принятия большинством валидаторов. Такое децентрализованное управление с активными валидаторами без крупного стека и пассивными делегаторами с крупными стеками позволяет первым высказываться и влиять на принятие решений в сети. В таком случае валидирование превращается в интерактивную онлайн-игру с полным погружением, где валидаторы играют за распределенного цифрового управленца. Где все ваши действия исходят из действий других игроков, преследуя как ваши личные цели, так и цели крупных сообществ.
Что лучше — легкая работа или тяжкий труд?
Ни то, ни другое. Лучше интересная игра. Не нужно выбирать меньшее из двух зол. Следует выбирать большее из двух добр. Давайте уходить от старой парадигмы легкой работы и тяжкого труда. Будем участвовать, проявлять интерес к процессу. Тогда мы получим настолько ценный результат, что решит вопросы и о хлебе, и о зрелищах.