Everstake: Могли бы вы представиться и рассказать, как и когда вы начали работать над проектом Solana?
Анатолий: На самом деле это длинная история, я провел большую часть своей карьеры провёл в Qualcomm, разрабатывая операционные системы для мобильных устройств. В основном я работал над низкоуровневым программным обеспечением ядра, пытаясь сделать его быстрее. После Qualcomm я работал в Dropbox, и как раз в 2017 году началась вся шумиха вокруг технологии блокчейн и криптовалют. Однажды я выпил слишком много кофе и сидел до 4 утра, думая над возможностью создания однопоточного майнинга. В конце концов ко мне пришла идея, каким образом можно кодировать ход времени как данные. Когда у вас есть источник времени, то становятся доступными все методы оптимизации, используемые в протоколах беспроводной связи.
На тот момент я не мог найти ничего в интернете, что могло бы хоть как-то описать данную технику, однако позже я обнаружил, что то что я придумал называется проверяемой функцией задержки(Verifiable Delay Function), и она существует начиная с 90х годов. Этого осознания стало достаточно для того, чтобы покинуть свою работу и полностью уйти с головой начать в проект Solana. Также, мне очень повезло иметь таких близких друзей как Стефан, который разбирается в графических процессорах, а также Грег, имеющий глубокие знания в компиляции кода. В конечном итоге, мне получилось их убедить в том, что моя идея может выстрелить и мы принялись за работу.
E: Какие важные события произошли в проекте Solana и у Вас лично в 2019 году?
A: Мы были очень сконцентрированы на создании сети Solana. Начало 2019 года было весьма интересным, у меня родилась дочь, и часто приходилось во время семейной суматохи заниматься дебаггингом алгоритма консенсуса. Это как раз было начало марта и мы впервые представили наш BFT алгоритм, который мог успешно противостоять единой точке отказа. К апрелю мы выстроили амбициозные планы по приглашению новых валидаторов и полноценному запуску сети в начале лета. Само собой всё было немного медленнее, чем ожидалось. Когда мы впервые развернули нашу сеть, мы обнаружили что наш сетевой стек был запущен с настройками, которые позволяли отсылать UDP пакеты размером в 64kb, что само по себе являлось ошибкой. Но мы эту проблему достаточно быстро решили и изменили размер UDP пакетов с 64kb на 1200 байт.
Хоть это и было легко создать рабочий сетевой стек в принципе, гораздо сложнее было заставить его работать достаточно быстро, так как требовалось обрабатывать в 50 раз больше событий в секунду. Мы провели целое лето, разрабатывая сеть в быстром темпе, и к началу осени мы смогли выпустить стабильную версию сети. Потребовалось еще 3 месяца, чтобы сделать её действительно быстрой:). В конце года мы имели полностью рабочую, отказоустойчивую и реплицированную стейт-машину, которая при максимальной нагрузке могла обрабатывать 50 тысяч транзакций и записывать их в блоки со скоростью 400 мс.
E: Что отличает Solana от множества других блокчейн проектов, запущенных в этом году?
A: #nosharding!!!. Мы являемся единственной сетью, которая может эффективно масштабироваться без шардинга. Когда я начинал работать над мобильными телефонами, у нас в распоряжении было всего-лишь 2МБ оперативной памяти и 16-битные 200mhz ARM процессоры на написание эффективных и экономичных операционных систем. Когда я покинул Qualcom, на тот момент у нас уже были 8-ядерные ARM процессоры, которые шли в комплекте с 8ГБ оперативной памяти.
Это неоспоримый факт, что аппаратные компоненты улучшаются экспоненциально, однако перед нами стояла более сложная задача — создать консенсус протокол, который практически мог бы точно также эффективно масштабироваться. Нам потребовалось применить огромное количество разных техник оптимизации, которые используются в протоколах беспроводной связи. Результатом стала сеть, которая может обрабатывать 50 тысяч транзакций в секунду и создавать блоки со скоростью 400 ms.
E: С релизом ETH 2.0 в этом году, каковы, по вашему мнению, возможные последствия для сетей PoS и Solana в частности?
A: Сеть Ethereum 2.0 является отличным источником различных исследований и разработок в сфере блокчейн. Я не думаю, что мы смогли бы создать хороший продукт без упорной работы и исследований, которые были проведены сообществом Ethereum. Я надеюсь, что с релизом ETH 2.0 мы увидим еще больше проектов, которые смогут быстро развиваться и открывать новые возможности для создания самых разных бизнес моделей.
E: Совершенно недавно вы запустили SLP тестнет, и также вы планируете организовать Tour de Soul, тестнет похожий на Game of Stakes Cosmos-а, где валидаторам выдаются награды за участие в тестировании сети. Итак, какой смысл иметь два тестнета одновременно, и можете ли вы рассказать подробнее о каждом из них?
A: SLP тестнет является так называемым предрелизным мейннетом. В данном случае мы сможем валидировать Genesis блок, ключи шифрования, а также протестировать операционные инструменты для того, чтобы поддерживать высокий аптайм. Tour de Sol будет запущен на короткое время и нужен для того, чтобы сделать stress-test самой сети для демонстрации индивидуальных показателей производительности каждого валидатора.
E: В большинстве случаев проект Solana уделял больше времени технической стороне проекта, нежеле маркетинговой составляющей или вашему сообществу. Планируете ли вы что-то поменять в 2020 году, и как это будет сделано?
A: Мы планируем организовывать различные мероприятия по всему миру, а также начать более тесное сотрудничество с нашими партнерами валидаторами, для того чтобы мы могли привлечь больше разработчиков и ускорить процесс роста сообщества. Я был бы очень рад видеть больше core разработчиков, которые бы работали над протоколом и различными инструментами разработки.