В этом эссе я буду говорить о концептуальном мире и не буду касаться мистического, неконцептуального мира, где неприменимы понятия языка и границ. Тот мир в равной мере реален и заслуживает изучения посредством медитации или мистических практик, но пока что мы сосредоточимся на мире логики, языка и концепций.
Все имеет свои границы
В концептуальном мире ограничено все, и особенно это очевидно в физической реальности: размеры нашей вселенной физически ограничены, как ограничен и диаметр Земли, рост вашего партнера и размер атома.
Любой физический объект, вне зависимости от его размеров, конечен. И хотя может показаться, что один объект в большей мере бесконечен, нежели другой, их кажущаяся бесконечность – лишь особенность восприятия. Вам может показаться, что крупные объекты со множеством составляющих – например, галактики – ограничены в меньшей степени, чем маленькие и более “камерные” объекты (как, например, аквариумные рыбки), но в реальности все физические объекты ограничены. У вас может быть двое детей, а у вашего соседа – десять, и хотя у вас их меньше, чем у него, у соседа тоже есть лишь ограниченное количество детей. В контексте бинарного выбора между неограниченным и ограниченным количество всех физических объектов ограничено.
Нефизические объекты (в буддизме мы называем их “ментальными объектами”) также ограничены и дефицитны. Очевидно, что у вашей кошки есть физические границы (то есть ее органы не рассеиваются в пространстве), но и ваша концепция “кошки” также ограничена. У “кошки” – ограниченное значение. Люди могут спорить об определениях, и у каждого может быть свое, несколько отличающееся от других ментальное ограничение относительно того, что такое “кошка”, но для каждого человека “кошка” означает нечто определенное и подразумевает наличие категории “не-кошка”. Мы можем приводить аргументы за или против того, является ли кошкой гибрид собаки и лисы, но при этом мы будем вести спор о том, вписывается ли одна концепция в ограниченную категорию другой концепции. Правда состоит в том, что у этих категорий есть границы и крайние значения, хоть мы и можем спорить относительно того, где эти границы пролегают.
Итак, все физические и ментальные объекты ограничены. Как бы вам ни хотелось, но никакой объект или концепт не являются безграничными. Ваше тело имеет границы, как ограничена и его концепция. Даже слова, описывающие явления неконцептуального мира (любовь, Бог, нирвана, красота), ограничены, а потому имеют границы, свойственные всем концепциям. Ограничения концепций хорошо известны буддизму: как однажды сказал своим последователям Будда, его учение – это палец, указывающий на луну, но не сама луна.
Принятие ограниченности
Итак, реальность концептуального мира такова, что он имеет границы. Принимая эту ограниченность, мы принимаем реальность такой, как она есть. Игнорируя эту ограниченность или обманываясь в отношении ее безграничности, мы вводим себя в заблуждение.
В буддизме неведение, или заблуждение, считаются одной из трех причин человеческих страданий (остальные две – это привязанность и ненависть). То есть когда мы заблуждаемся относительно реальности, мы преумножаем страдание. Когда мы принимаем реальность такой, как она есть, мы уменьшаем страдание. У всех у нас есть истории о страданиях людей, которые не сумели принять реальность такой, как она есть: кто-то не смирился с разводом и умолял партнера вернуться, кто-то не смог принять смерть близких и продолжал мечтать, что родители вернутся домой, или же не принял изменение своего положения в обществе и продолжал хвастать перед всеми, кто готов был это слушать. И точно так же все мы знаем людей, обладающих способностью принимать превратности судьбы с абсолютным спокойствием и хладнокровием.
Получается, что для того, чтобы избежать страданий, крайне важно принимать реальность такой, как она есть в каждый момент времени. Это не значит, что надо стать фаталистом и полагать, что, раз ничего изменить невозможно, то и делать ничего не нужно. Напротив, следует принять реальность такой, как она есть, и начать действовать здесь и сейчас, вместо того, чтобы воображать себе некую иную реальность.
И реальность такова, что все в ней ограничено.
К сожалению, мы постоянно и из раза в раз заблуждаемся в отношении ограниченности явлений. Например, когда преувеличенно восклицаем про физические объекты: “Эти горы бесконечны!”, “У Фед. резерва бессчетное количество денег”. Или когда озвучиваем абстрактные концепции: “Его любовь вечна”, “Он безгранично добр”. Тем не менее, все эти концепции ложны, даже заявление про бессчетное количество денег! И хотя эти слова вызывают определенный эмоциональный отклик (ощущение необъятности), со временем люди будут вынуждены узнать, что их представления о бесконечности не соответствовали действительности. Они дойдут до края горной гряды, перемоют всю посуду, или увидят, как их добрейший друг давит ногой муравьев. И если в этот момент они все еще будут держаться за концепцию бесконечности, в итоге им придется пройти через страдания и отпустить свои ошибочные взгляды.
Чтобы не впадать в заблуждение и избежать ненужных страданий, возникающих с осознанием ограниченности и дефицитности, нам не следует думать о чем-то как о «безграничном», даже если оно кажется нам огромным. Даже мой любимый писатель Мюррей Ротбард в своей книге «Человек, экономика и государство» обнаруживает легкое заблуждение такого рода:
“Прежде всего, все средства дефицитны, т.е. ограничены для возможных целей их применения. Если средства имеются в неограниченном изобилии, то они не привлекают внимания людей. Например, воздух в большинстве ситуаций неограничен и изобилен. А значит, он не представляет собой “средство” и не используется как “средство” для достижения целей. Его не надо выделять (в отличие от времени) для удовлетворения более важных потребностей, поскольку его более чем достаточно для всех потребностей человека. Таким образом, воздух, хоть и является незаменимым, но представляет собой не средство, но главное условие деятельности и благополучия человека”.
Но дефицитны не только средства. Дефицитно все в мире. Ничто не существует в безграничном изобилии, даже воздух, «главное условие» существования. Даже при том, что воздуха настолько много, что каждая молекула не представляет огромного значения для человека, его общий объем кажется бесконечным лишь из-за узости наших представлений. Если мы будем придерживаться таких взглядов слишком долго, в результате нас ждут страдания: воздух в городах будет загрязнен, вымрут все буйволы, в небе не будет видно почтовых голубей. Если есть что-то настолько огромное, что вы быстрее умрете, чем осознаете его дефицитность, то кто-то в итоге обнаружит его пределы и столкнется со страданием, узнав, что обещанная вами бесконечность оказалась ложной.
Как приучить сознание к принятию ограниченности
К счастью, вы можете приучить свое сознание к принятию ограниченности, и это привнесет в вашу жизнь множество дополнительных преимуществ. Например, вы сможете видеть реальность такой, как она есть, будете реже заблуждаться и, скорее всего, будете меньше разочаровываться при осознании собственных заблуждений.
Внимательность и осознанность помогают сознанию свыкнуться с идеей об ограниченности и дефицитности всего сущего. Чем внимательней вы рассматриваете дерево, тем отчетливее понимаете, что оно не похоже на другие деревья. Чем внимательнее вы относитесь к своему партнеру, тем очевиднее, что его никто не может заменить. Однако это ощущение ограниченности довольно расплывчато: его невозможно проверить или логически подтвердить. Оно интуитивно, и прочувствовать его можно лишь благодаря постоянной внимательности и осознанности.
Как только вы теряете концентрацию на осознании объекта в текущем моменте, вы можете поверить в его бесконечность. Так, например, вы можете интуитивно осознавать ограниченность количества долларов при достаточно длительной медитации на долларовой купюре, но при этом логически вы не будете в этом убеждены. При малейшем отвлечении сознания вы можете представить себе дровосеков, рубящих лес для изготовления бумаги, и процесс непрерывной печати денег или гиперинфляцию в Веймарской республике, когда люди использовали деньги как бумагу для разведения костра. В итоге вы погружаетесь во внутреннюю историю, в которой тот самый заветный доллар, лежащий перед вами, превращается в лишь одну из бесчисленного множества долларовых купюр.
Таким образом, никакие объекты, включая фиатные валюты, сами по себе не могут заставить вас осознать их логическую ограниченность и дефицитность – вы можете разглядеть ее лишь благодаря постоянной внимательности.
Это касается всех объектов, за исключением Биткоина – он представляет собой новый объект для медитации, который позволит натренировать логический ум на принятие дефицитности. Биткоин – первый объект с настолько четко очерченными границами: 21 миллион монет. Я могу представить, что другие редкие объекты можно копировать (например, копировать Мону Лизу или алмаз Хоупа); с Биткоином же это невозможно – это гарантируется графиком выпуска и наградой за блок, а также системой экономических стимулов. Таким образом, глубокое погружение в протокол Биткоина позволит натренировать мозг на принятие факта дефицитности, и не только как интуитивной, но и как непреодолимой логической истины.
Биткоин как инструмент медитации больше всего напоминает медитацию на смерть – обе они укрощают концептуальный ум и обучают его определенному концепту, и ни та, ни другая не выходит за пределы концептуальной сферы. Многие из практикующих медитацию смиряются с существованием смерти благодаря присутствию в настоящем моменте, а некоторые считают полезным фокусироваться непосредственно на смерти для тренировки логического ума. Когда после этого они будут перенаправлять сознание на другие темы, они все равно будут помнить об их неминуемой смерти и смерти всего живого.
Медитация на Биткоин во многом напоминает эту медитацию. Фокусируясь на нем, вы проникаетесь абсолютной дефицитностью, конечностью и ограниченностью, и когда ваше сознание переносится на другие вещи, вы начинаете замечать ограниченность всего и вся вокруг себя.
Для меня Биткоин стал чрезвычайно интересным объектом для медитации. Помимо того, что он похож на глубокую (но не бесконечную) “кроличью нору” для разума, сосредоточение на Биткоине заметно поспособствовало концентрации моего ума и отходу от заблуждений о бесконечности в моей повседневной жизни. Благодаря Биткоину я заземлился в концептуальной реальности. Даже без устойчивого сосредоточения внимания на Биткоине, и даже когда я теряю сосредоточенность и мой ум улетает в многочисленные истории о Биткоине, я вижу истории, которые не основываются на бесконечности и не указывают на нее (биткоин просто взлетает до луны, которая находится на вполне определенном расстоянии от нас).
И хотя многие другие объекты для медитации (в частности, дыхание) позволили мне углубиться внутрь и добиться более глубокого медитативного погружения, именно благодаря Биткоину мне удалось более четко осознать редкость и ограниченность концептуальной реальности. Благодаря ему мне, кажется, удалось немного смягчить собственные страдания, причиной которых становятся мои заблуждения.
Надеюсь, что в ближайшие годы мне удастся еще больше натренировать мой логический ум благодаря Биткоину, а пока я просто сконцентрируюсь на каждом вдохе и выдохе…