20 ноября 2020

Балийские петушиные бои и Биткоин: как первые помогают понять второй

Балийские петушиные бои и криптовалюты — можно ли представить две еще более несвязанные между собой темы, чем эти? Вы будете удивлены, но при ближайшем рассмотрении, если взглянуть несколько глубже блокчейнов и боевых шпор, социальная динамика вокруг петушиных боев может помочь нам понять динамику, складывающуюся вокруг криптовалют.

Как антрополог, я придерживаюсь мнения, что для людей непосвященных просто одного короткого ознакомления никогда не достаточно для полного понимания иных взглядов на мир, как, например, мировоззрение представителей коренного населения, или абсолютно новых явлений, таких как криптосообщества. Для лучшего понимания этих миров и того, что происходит внутри них, нужно освободиться от собственных предубеждений и представлений. В этом смысле аналогия с петушиными боями не ставит целью упростить криптосообщество до уровня узкого племенного явления. Скорее, она стремится выявить ценности и убеждения, лежащие в основе обоих сообществ.

В представлении непосвященного человека балийские петушиные бои сводятся к бессмысленной азартной игре, основанной исключительно на насилии. Точно так же и Биткоин поначалу может ассоциироваться с азартными играми, черным рынком и зловредными хакерами. Но стоит погрузиться в эти два мира, и все начнет выглядеть совсем по-другому.

Краткое ознакомление

Основа балийских петушиных боев проста: два петуха-самца сражаются друг с другом – иногда к одной лапе каждого привязывают по металлической шпоре, – в то время как люди болеют вокруг них на арене, делая ставки на то, какой петух, по их мнению, победит. Этот спорт был популярен на протяжении тысячелетий, в основном в Южной и Юго-Восточной Азии. Сегодня эта деятельность регулируется или запрещена во многих странах из-за того, что иностранцы и сторонние наблюдатели считают ее «примитивной» и «безжалостной» формой азартных игр.

Аналогичная точка зрения преобладает и среди непосвященных в мир Биткоина: это в первую очередь форма азартных игр. И этих людей можно понять: начиная с пузыря на рынке криптовалют 2017 года, крупные игроки новостной индустрии разделяют эту точку зрения, описывая Биткоин как своего рода Страну игрушек из сказки о Пиноккио, в которой жадные спекулянты наживаются на схеме Понци. Известные инвесторы и влиятельные общественные деятели поддерживают это упрощенное представление. Кроме того, есть злоумышленники, использующие криптовалюты для причинения вреда, что тоже всякий раз привлекает внимание онлайн-медиа. Совсем недавно с Биткоином была ассоциирована атака на популярные твиттер-аккаунты. Поэтому вполне естественно, что у стороннего наблюдателя Биткоин может ассоциироваться с финансовыми пузырями, азартными играми и хакерами.

Хотя эти элементы, несомненно, являются частью феномена Биткоина, они, безусловно, не все, что в нем есть. Гораздо более осознанное и целостное понимание Биткоина можно получить, только заглянув внутрь системы. Давайте попробуем применить этот подход на практике, взглянув сначала на балийские петушиные бои, а затем на внутренний мир биткоин-сообщества.

Смысл и спекуляция в балийском петушином бое

Антропологи ведут записи о петушиных боях с 1930-х годов. И они заметили, что для многих балийцев петушиные бои – это занятие, имеющее глубокий смысл. С их помощью люди устанавливают внутригрупповые связи, играют в повседневную политику престижа, изучают и продолжают культурные ценности и убеждения предыдущих поколений.

Одна вещь, которая делает петушиные бои социально значимыми, заключается в том, что они часто проводятся между членами различных родственных групп или деревень, и игроки никогда не должны делать ставки против тех, кто принадлежит к их собственной родственной группе. Это подразумевает, что прибыль здесь не является единственной целью. Кроме того, бои большей важности всегда проводятся ведущими членами родственных групп, чтобы подтвердить их авторитет. Значит, петушиные бои являются средством достижения многих целей, и деньги – только одна из них.

Эти бои также помогают целым деревням продолжать свои культурные традиции, и балийцы глубоко осознают это. В этом видео балийские любители петушиных боев ясно дают понять, что их занятие является средством самовыражения. Эта сфера помогает им показать свой гнев, а также найти эмоциональное равновесие, которое необходимо для того, чтобы их считали настоящими петушиными бойцами и настоящими мужчинами в более широком смысле. Быть настоящим петушиным бойцом – это часть архетипа «мужчины», к которому они стремятся, а именно: быть высокомерным, решительным и помешанным на чести игроком с пылающим сердцем.

Но не все участники петушиных боев это понимают. В то время как те, кто находится во внутреннем кольце арены, понимают культурную ценность и социальный смысл петушиного боя, те, кто находится на внешнем кольце, участвуют в нем главным образом за деньги.

Таким образом, эти спекулянты внешнего кольца практически не обращают внимания на многочисленные слои смысла и значений, образующиеся вокруг игры. Что интересно, такие люди обычно не приветствуются в этой среде. «Истинные петушиные бойцы» видят в них дураков, не понимающих, что такое спорт, пошляков, которые попросту не понимают сути этой традиции. И в довершение всего, эти поверхностные гэмблеры и спекулянты, как правило, быстро «обжигаются» финансово и уходят.

Для «настоящих петушиных бойцов» деньги не совсем неважны, но это второстепенный вопрос в игре. Количество выигранных или проигранных денег со временем выравнивается, и в любом случае деньги курсируют внутри группы серьезных и уважаемых игроков. И вот в чем суть: то, что придает петушиным боям глубокий смысл, – это не деньги сами по себе, а то, чему они способствуют: миграция балийской статусной иерархии в среду петушиных боев. Деньги побуждают участников приобщаться к сообществу, и через это воплощают в реальность смысл и ценности.

Хотя спекулянты на петушиных боях, заинтересованные исключительно в деньгах, действительно существуют, они составляют периферию этого спорта, а не его сердцевину. Для тех, кто находится в самом центре игры, петушиные бои – это история о ценностях, статусе и принадлежности. Но что это значит применительно к биткоин-сообществу?

Значение в биткоин-сообществе

То, что подразумевается под «биткоин-сообществом», трудно даже ясно осознать, не говоря уже о том, чтобы визуализировать. Это происходит не только потому, что это очень разнородная группа, но и потому, что оно является цифровым (хоть физические встречи тоже иногда проводятся): его участники общаются между собой по большей части в Twitter, Reddit, Telegram и на Bitcointalk.org.

Таким образом, чтобы представить, что из себя представляет биткоин-сообщество, пригодится визуальная метафора арены петушиных боев: в ее центре находятся конкурирующие обсуждаемые криптовалюты, в первом внешнем кольце – держатели криптовалют, а дальше – спекулянты.

Давайте начнем с центра онлайн-кибер-арены, где различные сообщества криптовалют борются друг с другом за относительные преимущества своих криптовалют над остальными. Для иллюстрации идеи возьмем недавнее противостояние между биткоин- и эфириум-сообществами по поводу текущего предложения монет ETH. Представители биткоин-сообщества, высоко ценящие его дефицитность и проверяемость, нападали на Эфириум за то, что тот, по их мнению, не обладает свойствами твердых денег.

Дискуссии могут носить скорее технический характер, но их участники при этом исходят из принципиально разных культурных ценностей и убеждений. Еще много чего можно поведать на эту тему, но пока достаточно сказать, что сообщества Биткоина и Эфириума – это очень разные культуры.

@dka218: Иногда мне кажется, что ‘биткоинеры’ и ‘эфириумеры’ – просто совершенно разные люди.

Но борьба идет не только между крипто-сообществами. На самом деле, самым большим конкурентом биткоин-сообщества является нынешняя денежная парадигма, управляемая центральными банками, которые наделены монопольным правом определять, что такое деньги, как они выпускаются, кто их выпускает, и кому они выдаются. Подробнее об этом позже, но это как раз то, против чего борется биткоин-сообщество.

В эпицентре этих криптовалютных «боев» рождаются мемы, которые, подобно металлическим шпорам, прикрепленным к бойцовским петухам, повышают интенсивность игры и делают ее более значимой. Мемы могут быть поверхностными или глубокими, сентиментальными или враждебными, смешными или грустными. Но они почти всегда отражают убеждения и ценности сообществ. Многие темы возникают из мемов биткоин-комьюнити, но чаще всего встречаются мемы с отсылками к цене BTC (все эти «американские горки волатильности» или про «полет на луну»), на безостановочно печатающую деньги ФРС («money printer go «brrr»») и надежды участников на то, что Биткоин станет твердой валютой будущего.


Основополагающее убеждение биткоин-сообщества состоит в том, что мир нуждается в Биткоине, что Биткоин был разработан людьми для людей, чтобы через лучшую форму денег создать мир, который ценит суверенитет и конфиденциальность. Этот идеальный мир они видят как резко контрастирующий с нынешней финансовой и денежной системой, которая рассматривается ими как сломанная и экономически беспомощная из-за инфляции, растущего неравенства и безответственной денежно-кредитной политики центральных банков.

Эта точка зрения становится еще более понятной, если посмотреть на историю происхождения Биткоина. Белая книга Биткоина была опубликована вскоре после того, как американское правительство под лозунгом «слишком большие, чтобы обанкротиться», спасло крупные банки после финансового кризиса 2008 года. 3 января 2009 года был выпущен первый блок Биткоина, в который было включено сообщение: “The Times 03/Jan/2009 Chancellor on brink of second bailout for banks” («The Times, 03 янв. 2009, Канцлер готова во второй раз предоставить банкам финансовую помощь от государства»). Мы до сих пор не знаем, кто создал Биткоин. Но мы знаем, что человек или группа, скрывающаяся за псевдонимом Сатоши Накамото, увидели системную хрупкость и экономическую несправедливость в нашей финансово-денежной парадигме и решили разобраться с этой проблемой, создав альтернативу: открытый децентрализованный и не допускающий ограничений протокол обмена.


Теперь становится понятно, почему для биткоин-сообщества Биткоин означает нечто гораздо больше, чем азартные игры, черный рынок и хакеры: он олицетворяет собой стремление к новому типу свободы.

Это не значит, что проблемы спекуляций на цене биткоина и других криптовалют нет или что она не важна. Цена биткоина на самом деле является функцией определенной на уровне протокола дефицитности Биткоина, сокращающего выпуск новых монет вдвое каждые 4 года, что приводит к последовательному и резкому росту их стоимости, который происходит циклически. Это создает стимул для людей сохранять валюту и дает различным волнам последователей шанс присоединиться к сообществу, что со временем приведет к накоплению «критической массы».

Если вы присмотритесь внимательней, то увидите, что прописанный в программном коде дизайн Биткоина в большей мере стимулирует долгосрочные инвестиционные решения, нежели краткосрочные спекуляции.

Ходлинг и «ламбо» в биткоин-сообществе

Подобно балийским петушиным боям, эти ценности и убеждения, которых я только что коснулся, не распределены равномерно по всему биткоин-сообществу. В первом концентрическом круге у арены, в ядре криптовалютного сообщества, мы имеем ходлеров, долгосрочных держателей биткоинов. Где-то ближе к периферии находятся те, кого еще, бывает, называют «ламбо-кидс» – спекулянты.

Ходлеры – весьма неоднородная группа с различными убеждениями и ценностями. Практика ходлинга распространена среди всех участников, принадлежащих ко внутреннему кругу, поэтому мы могли бы назвать это культурным мотивом или философией. Но если поставить себе задачу как можно проще рассказать о биткоин-сообществе стороннему наблюдателю и отложили бы на минутку в сторону все подгруппы и племена, то мы могли бы представить ходлеров как сердце биткоин-комьюнити.

Ходлеры покупают биткоины небольшими порциями, равномерно и постоянно, и не хотят расставаться с ними даже при самых резких взлетах и падениях цены. Они держат свои биткоины и сатоши (минимальная частица биткоина), потому что считают, что миру нужна новая денежная система, и потому что ожидают, что в долгосрочной перспективе цена BTC неизбежно вырастет. Это приводит к тому, что многие ходлеры открывают безответственно крупные «лонги» по биткоину, то есть вкладывают в него 30%, 50% или даже все 100% своего портфеля. Это, больше чем что-либо другое, должно продемонстрировать, что в основе биткоин-сообщества лежат глубокие убеждения и уверенность в том, что это вовсе не очередная схема Понци.

Вне этих кругов ходлеров, ближе к периферии, находятся «ламбо-кидс», для которых Биткоин – это всего лишь способ разбогатеть. Среди них часто возникает мем «Когда уже ламбо?» (то есть “Когда уже цена биткоина взлетит настолько, что я смогу купить себе Lamborghini?”). Ходлеры, с другой стороны, расстаются со своими биткоинами очень редко и очень неохотно, поскольку они привержены Биткоину в долгосрочной перспективе.

Подобно «истинным петушиным бойцам» на Бали, которые понимают скрытое значение петушиных боев и свысока смотрят на поверхностных гэмблеров, «истинные ходлеры» презирают спекулянтов, которые видят в Биткоине просто способ разбогатеть, не понимая, что он собой представляет и какие открывает возможности. (Подробнее об этом можно прочитать в статье Дэна Хельда). И в результате погони за краткосрочной прибылью многие спекулянты в конечном итоге теряют деньги, потому что им не хватает этого фундаментального понимания.

Тот факт, что в мир Биткоина вовлечены деньги, действительно большие деньги, не делает его поверхностным. Скорее, наоборот: как и в балийских петушиных боях, деньги делают борьбу более реальной, делают человеческое участие в ней более предметным, потому что, играя, они рискуют собственными деньгами. Растет ощущение принадлежности к некоей группе и стремление к более справедливому (менее неравному), децентрализованному (менее монополизированному), демократическому (менее авторитарному) и более равноправному мировому порядку.

Если вы в петушиных боях ради ставок, то вы не понимаете петушиных боев. Если все, что вас интересует в Биткоине, это спекуляции на цене BTC, то вы не понимаете Биткоин

Возможно, теперь вы согласитесь со мной: между петушиными боями и Биткоином может быть технологическая пропасть. Но социальная динамика, возникающая вокруг темы спекуляций, отличается не так уж сильно: на периферии имеют место поверхностные спекуляции, но ближе к центру и к арене происходит более глубокая игра.

Биткоин и другие криптовалюты, безусловно, способны пробудить азарт к спекуляциям в любом из нас. Но то, что поддерживает биткоин-сообщество, – это не поверхностные краткосрочные спекуляции, но сильные ценности ходлеров, состояние игры, артикулируемое через разочарование и надежду в юмористических мемах, политическая философия, ставящая во главу угла человеческие свободы. И ни с чем не сообразующиеся длинные позиции биткоин-ходлеров делают все это более реальным.

Говоря о Биткоине, как и о балийских петушиных боях, если разговор ограничивается исключительно спекуляциями, ставками и жадностью, высок риск полностью упустить истинный смысл явления. Содержательную дискуссию о Биткоине невозможно представить, в частности, без поднимаемых его сообществом политических и философских вопросов о деньгах, конфиденциальности, суверенитете и, конечно же, анализа мемов.

Поэтому журналистам, средствам массовой информации, ученым, политикам и отдельным людям определенно стоит уделять более пристальное внимание этому миру, прежде чем делать поспешные выводы. В следующий раз, когда люди будут ссылаться на неубедительные аргументы в пользу того, что Биткоин является инструментом для спекуляций и ничем более, расскажите им о балийских петушиных боях, и, возможно, эта публикация может стать хорошим стартом. А еще лучше познакомить их с некоторыми ходлерами. В конце концов, в какой-то момент нам всем, возможно, придется присоединиться к происходящему на биткоин-арене.

Источник

Обсудить в Discord!

Buy-bitcoin.io
  • Зарегистрирован: 22 мая 2012 г.
  • Локация:London/United Kingdom
  • Сайт:penroseisparty.com