Смешанная реальность
Виртуальное пространство — альма-матер самых разных децентрализованных и распределённых систем. Но для обывателя это всё ещё “бирюльки” и “филькины грамоты”, а не реальные миры, деньги и отношения.
Почему?
Наверное, потому что общественное сознание в целом — косное: квантовая механика и ОТО давно имеют влияние на каждого из нас (кто летал хоть раз в самолёте больше 10 часов или кто ждёт с нетерпением чипы меньше 5 нм — скажем, на новый ASIC), но “простым гражданам” это кажется всё ещё теорией и чем-то “оторванным от быта”.
И всё же…
“На мой взгляд, востребованность удалённой работы, спрос на качественное новое образование, новые форматы телемедицины и потребления контента в медиа – те направления, которые поведут отрасль смешанной реальности вперёд под общим знаменем «колонизация цифровых миров»”.
И здесь, хочется или нет, придётся вспомнить принцип самосогласованности Новикова, вопросы квантовой запутанности (в том числе — и про кота Шрёдингера) и много всего ещё.
Почему?
Ровно как у любой цифровой сущности (монеты, токена, игрового персонажа, аватара и т.д.) может быть не один сценарий применения, свойства и предназначение, так и виртуальный мир — разность и сумма многих миров одновременно. Но для этого нужно вот что: определиться с терминами.
Поговорим по понятиям
Перво-наперво надо понять, что есть реальность, а есть — действительность. Хотите или нет, но придётся обратиться к философии: “реальность — философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно. Различают объективную (материальную) реальность и субъективную (явления сознания) реальность”. Проще говоря, мы, люди, не умеем жить без абстракций, иллюзий, фикций: ООО нет в реальности материальной изначально, но оно вполне реально через реальность субъективную. Или государство. Или — закон (не право). Или даже таблица Менделеева (не сами элементы внутри неё).
Действительность же — это “осуществлённая реальность во всей своей совокупности — есть действительность, реальность не только вещей, но и овеществлённых идей, целей, идеалов, общественных институтов, общепринятого знания”.
То есть реальность — то, что в целом заложено, действительно — то, во что она превращена в нашем мире. Но так было до XXI века, а ныне можно выделить VR, AR, MR и всё это в итоге приводит к тому, что ныне есть лишь реальность запутанная и/или расширенная: отличный разбор был сделан в материале “Параллельный мир” https://ar.secretmag.ru.
Вот как в той статье представлен мир-сего-дня:
- Virtual reality: в виртуальной реальности (VR) площадь цифрового мира вокруг пользователя составляет 100%. То есть человек в VR-гарнитуре полностью окружен цифровым контентом.
- Augmented reality: дополненная реальность (AR) накладывает цифровые объекты поверх окружающей человека среды либо встраивает их в неё.
- Mixed reality: термин mixed reality (MR — смешанная реальность) часто используют для обозначения ситуаций, когда цифровые объекты взаимодействуют с реальным миром.
- Extended reality: весь спектр оптических цифровых технологий дополнения или подмены окружающего мира называют еxtended reality (расширенная реальность). XR включает в себя AR / VR / MR.
Но это всё — теория: на практике-то она что даёт?! Да ещё и в аспекте Web 3.0? Давайте попробуем разъяснить и этот момент.
Факты. Цифры. Осмысление
Когда-то, лет может 20 назад, читал книгу о вирусах из популярной серии “Эврика” (или аналога — тут точно не скажу). И потом, уже ближе к моменту нынешнему, наткнулся вот на какую цитату С. Хокинга: „мне кажется, компьютерные вирусы стоит рассматривать, как форму жизни. Это многое говорит о природе человека: единственная форма жизни, которую мы создали к настоящему моменту, несёт только разрушения… ”. Мысль интересная, особенно — внутри концепта SaO (Subject-and-Object): ведь у человеческого тела, эмоций, ума (психики в целом) есть иммунитет, но вот виртуальные миры — совершенно новая реальность и как там будем защищаться от негативных воздействий и через что именно — большой и пока не раскрытый вопрос.
Приведу примеры, чтобы стало ясней.
Однажды один немецкий художник возил тележку с 99 телефонами по городу. Знаете, зачем он это делал? Создавал виртуальные пробки! Но зачем? Чтобы обмануть Гугл и показать, насколько мощное влияние оказывают современные технологии на каждого из нас. Этот пример был бы для меня не столь личным, если бы не одно но: каждый раз, подъезжая к дому на Яндекс.Такси, если, конечно, водитель не заезжал сюда ранее, видел, как Алиса направляет водителя, при том — весьма уверенно, в поворот направо, где никогда не было въезда, а, к тому же, шла уже три года стройка и въезд даже физически возможен не был. И это несмотря на бесконечные письма в тех. поддержку IT-гиганта из России. Но и всё же — это примеры безобидные.
Идём дальше.
И продолжим — с позитивного эффекта: “жители филиппинского города Кабанатуан получают доход в мобильных блокчейн-играх, которые работают по модели play-to-earn: игроки формируют токенизированный капитал в игре, а потом меняют его на реальные деньги. Многие также занимаются моддингом — создают аватаров и строят виртуальные дома, которые продают или сдают в аренду. Игра Axie Infinity приносит некоторым филиппинцам до $300 в месяц, а играют в нее как молодые безработные, так и пенсионеры. В Axie игроки выращивают или покупают зверят, используя внутренние токены. А гарантом владения виртуальной собственностью становятся NFT. И токены, и зверят можно обменивать на эфир, а затем и на фиатную валюту. На этой моделе уже строят бизнес сторонние компании. Например, Yield Guild Games (YGG) создала крипто-гильдию, которая помогает людям зарабатывать на блокчейн-играх”.
Впрочем, в мире, где кибер-спорт может стать очередной сферой на триллион — тенденция очевидна.
Но есть закономерности куда менее очевидные: скажем, что такое забастовки онлайн? Таких примеров уже несколько:
- Чат-бот от канала “Завод”, инструмент, с помощью которого рабочие смогут объединяться друг с другом, а остальные получить объективную информацию о протестном движении на предприятиях;
- Или когда в разных регионах проходят виртуальные митинги: то есть пользователи сервисов «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор» массово оставляют комментарии против режима табу и не только;
- Сюда же следует отнести и забастовку русской Вики и многие другие схожие феномены.
Можно из этого извлечь и сугубо эстетическую эссенцию:
- Так в Киеве открыли AR-памятник Сатоши Накамото;
- Подобные “скульптуры” есть и в Мадриде;
- Более того — есть целые проекты о таком виде искусства;
- Как по мне — лучшее применение в виртуализации граффити (почему — послушайте в части интервью A.D — Юрию Дудю).
Впрочем, примеров может быть сильно больше (см. ниже): главное, что наследие Pokemon Go не осталось незамеченным и мы получили миры, отличные от привычного нам — действительной реальности. И да, то, что это порождение новой экономики — экономики деяний, где можно заработать каждому — тоже отличный повод задуматься о том, зачем нужен цифровой сепаратизм и колонизация виртуальных пространств.
И примеров подобного за последние 3 года — стало количество огромное: это связано и с развитием NFT-искусства, и разных MR/AR-проектов, и эволюцией IoT и много чего ещё. Но есть и ещё один, крайне важный аспект.
Интернет умер? Да здравствует Великий Веб!
Сейчас проживаем не просто эпоху локализации пространств, но и попытку… блокировки Интернета: так старые структуры пытаются подавить новые. Тестирование Рунета, временные запреты на раздачу Сети в Беларуси, меш-сети и борьба с камерами наблюдения в Гонконге (2019), Иран vs. майнинг, GDPR и компании не из ЕС под давлением штрафов, дело Сноудена и Ассанжа в США — всё это и многое другое именно об этом: о подавлении технологий через социальные запреты. Наложите сюда “железные войны” и локализацию экономик в период логистического коллапса (вспоминаем про блокировку Суэцкого канала, выброшенную на 10 лет отрасль авиаперевозок и т.п.) и получите, что человечество неизбежно толкает себя к так называемой гибридной войне, но уже Планетарного Уровня.
И здесь только связь технологии, экономики и комьюнити через блокчейн философию может дать альтернативный, то есть гуманный, положительный для всех, сценарий.
Почему?
Во-первых, за счёт ZK-имплементаций нападение на системы фактически бессмысленно: вы не знаете — где, кто и когда. Точнее — знаете, что, где и сколько, но через следствия, а не напрямую. Во-вторых, за счёт развития транзакционной репутации и экономики деяния — в выигрыше остаются все (модель win-win). В третьих, за счёт принципа самовложенности — возможно фактически бесконечное расширение, как на нижних уровнях (железо, сетевые протоколы и т.д.), так и на верхних (Dapps’ы, верхнеуровневые протоколы, свопы любого формата и т.п.).
Но для этого нужно сделать три важные вещи:
- Во-первых, перестать пытаться всё унифицировать по старым правилам;
- Во-вторых, перейти в эпоху DAO+DEX интеграций;
- В-третьих, создать крипто-оффшор на основе правил консенсусов, а не выборных систем (демократия vs. анархия).
Об этом и поговорим в следующий раз, а пока — рекомендую изучить материалы для саморазвития и быть готовым к покорению новых вселенных!
Какие ещё есть направления?
Коротко попробую обозначить примеры-направления, которые стоит осмыслить, посмотреть, коли захотите стать цифровым отщепенцем и/или исследователем сих дивных миром:
- NFT-кластер именно с точки зрения Urbit-подхода (iTerra — в копилку): meta-вселенные, планеты, страны, города, острова. Один мир — один гипер-NFT, каждый шар или связанный NFT — следующий шаг вложенности.
- Купля-продажа виртуальных земель: через токен ли Mana, в Second ли Life, через выкуп ли “пустого” пространства Chia/Filecoin или иначе — не так уж и важно.
- Отдельная история — совмещение темпографии для создания (полу) автономных хронокапсул, защищающих виртуальные миры от разного рода воздействий из вне.
- Свопы — как будущее всех этих миров: всеобщий осмос — базис для развития…
Впрочем, всего куда больше и оно — куда глубже и масштабней. Предлагаю поэтому изучить даже не направления/векторы, а сразу — целые пласты. Вот они — ниже.
Примечания для развития
Куда двигаться дальше? Вот несколько возможных векторов:
- Гипотеза ничьей, или почему AI (ИИ) так силён? https://clck.ru/VA7Le
- Почему ИИ — это не плохо? https://t.me/web3news/598
- Смарт-контракты как взаимное ограничение свободы: https://clck.ru/VA7MP
- О равенстве роботов и людей (и не только): https://clck.ru/VA7NA
- Манифест равенства: https://clck.ru/VA7Pb
- С чего начать путь в мирах Web 3.0? https://clck.ru/VA7aN
- Небальные тенденции там же: https://clck.ru/TQeC2
- Токенизация как основа виртуализации: https://clck.ru/VA7bs
- Темпография — ещё один уровень защиты наших свобод:
- Мы все погружаемся в крипто-оффшор. Но почему? https://clck.ru/VA7fP
- Ещё и снова — примеры соития офф- и онлайна: https://clck.ru/VAhyB
- И коротко: https://bit.ly/3fuVVlu
Книги:
- Первая часть про Web 3.0 — https://t.me/web3news/1184
- Вторая часть — https://t.me/web3news/1658
- Жизнь 3.0 и мы — https://clck.ru/LKrCA
- Первый полный виртуальный мир — https://ru.wikipedia.org/wiki/Second_Life
- ИИ на практике — https://clck.ru/VAAFE
До!