Регуляторы стараются угнаться за процессом развития новых финансовых технологий. И хотя им это сложно дается (например, еще даже не рассматривалось отмывание на децентрализованных биржах), они активно следят за рынком виртуальных активов.
В последнее время центральные банки разных стран активно занимаются созданием своих CBDC (цифровая валюта центрального банка). Некоторые из них (к примеру, США) не спешат выпускать свои государственные стейблкоины и считают, что этот вопрос нужно более тщательно изучить на предмет юридических и регуляторных рисков. В то же время Китай достиг особых успехов в этой области и уже запускает цифровой юань в массовый оборот.
А что о CBDC говорят регуляторы?
Как мы писали ранее, все регулирующие нормы изначально формирует международный орган FATF. Так, в июле 2020 г. общие рекомендации FATF по виртуальным активам впервые были дополнены отдельным документом по стейблкоинам. В этом же документе FATF упомянул и о CBDC, и пока это выглядит более чем неопределенно. Ниже мы раскрываем особое мнение глобального регулятора на цифровые валюты центробанков.
Взгляд FATF на CBDC
Комитет по платежам и рыночной инфраструктуре и Комитет по рынкам дают следующее определение CBDC — «цифровая форма денег центрального банка, которая отличается от балансов на традиционных резервных или расчетных счетах».
Иногда проводят параллели между концепциями CBDC и стейблкоинов, поскольку это цифровое представление единой фиатной валюты, и теоретически они должны иметь относительно стабильную стоимость, если валюта стабильна. Однако, поскольку CBDC являются представлением фиатных валют и выпускаются национальным правительством, следует различать их и коммерческие стейблкоины. Существует три типа CBDC в зависимости от того, кто имеет к ним доступ, и от типа используемой технологии:
а) цифровые токены центрального банка, которые могут использоваться финансовыми учреждениями (например, для межбанковских расчетов и расчетов по ценным бумагам);
б) счета в центральном банке для широкого круга пользователей, и
в) цифровая «наличка», которую граждане могут использовать при розничных платежах.
С точки зрения FATF CBDC не является виртуальным активом. В пересмотренных Стандартах FATF прямо указано, что виртуальные активы «не включают цифровые представления фиатных валют, ценных бумаг и других финансовых активов, которые уже охвачены в других разделах Рекомендаций FATF». Однако эти Стандарты FATF применяются к цифровым валютам центрального банка, как и к любой другой форме фиатной валюты, выпущенной центральным банком. Следовательно, деятельность финансовых учреждений, определенных нефинансовых предприятий, а также поставщиков услуг по виртуальным активам, использующих CBDC, будет рассматриваться, как если бы они использовали наличные или электронные платежи.
AML-риски для CBDC
Поскольку разработка многих CBDC все еще находится на ранних этапах, у FATF менее однозначное понимание их уязвимости в отношении отмывания денег (AML) и финансирования терроризма. Однако AML-риск для CBDC будет различаться в зависимости от их типов.
CBDC могут представлять больший AML-риск, чем наличные деньги.
CBDC могут использоваться широкими массами при розничных платежах или в качестве переводов и теоретически допускают анонимные p2p транзакции. В этом случае CBDC будут действовать как инструмент с ликвидностью и анонимностью наличных денег, но без ограничений мобильности, как у физических денег. Для сравнения можно привести в пример высоколиквидные облигации на предъявителя, поскольку они могут быть потенциально дорогостоящими инструментами. При этом, будучи поддерживаемыми центральным банком страны, CBDC потенциально могут быть быстро приняты и широко использованы. Такое сочетание анонимности, мобильности и массового внедрения CBDC может быть очень привлекательно для преступников и террористов с целью отмывания денег. Как и в случае со стейблкоинами, такие AML-риски следует рассматривать в долгосрочной перспективе до запуска любых CBDC.
В то же время существует вероятность, что для некоторых типов CBDC их AML-риски будут ниже, чем у наличных денег. Например, коммерческие CBDC, которые могут использовать только лицензированные финансовые учреждения для межбанковских расчетов, могут нести меньшие риски, чем частный тип. Без дополнительной информации о фактическом типе валют невозможно определить, будет ли уровень AML-риска CBDC выше, ниже или просто другой.
Снижением AML-рисков будет руководить эмитент CBDC — центральный банк страны или оператор системы CBDC, если они не совпадают. На этапе разработки эмитент может принимать проектные решения, которые отражают и снижают такие риски. Например, он может включать ограничение возможности выполнения анонимных p2p транзакций с CBDC. В соответствии с пересмотренными Стандартами FATF от стран уже требуется выявлять AML-риски, связанные с новыми технологиями, и применять соответствующие меры по их снижению. Им также необходимо будет учитывать последствия таких мер для конфиденциальности и защиты данных.
После внедрения CBDC у финансовых учреждений, нефинансовых предприятий и поставщиков услуг по виртуальным активам, работающих с CBDC, будут те же AML обязательства, что и в отношении фиатных валют или наличных денег. При использовании CBDC, будет проводиться надлежащий мониторинг транзакций, как если бы это была электронная транзакция с использованием фиатной валюты. Эмитент CBDC (а также правоохранительные и надзорные органы) может располагать большей информацией о транзакциях с CBDC, чем с наличными деньгами. Это зависит от того, как разработан CBDC, можно ли идентифицировать пользователей и в какой степени можно отслеживать их активность. При этом важно учитывать как AML-риски, так и вопросы защиты данных и конфиденциальности.
Вместо выводов
В представленном мнении от FATF хорошо читается опасение, что CBDC могут стать удобным инструментом для отмывания денег. Причиной для этого может быть анонимность, мобильность, а также быстрое и массовое распространение CBDC центральными банками. В таком случае те, кто сами называли криптовалюты отлично подходящими для отмывания денег, в спешке выпустят финансовый инструмент более пригодный для этого.
Нужно помнить, что криптовалюты развивались постепенно 11 лет, и, хотя они были более анонимны изначально, до сих пор не приобрели широчайшей массовости. При этом в их отношении уже есть достаточное понимание технологии внедрения в массовый оборот.
CBDC — относительно новая денежная система, привязанная к фиату. Не смотря на то, что FATF регулирует фиатные операции уже более 30 лет, отмывание денег при помощи фиатных валют в разы больше, чем в криптовалютах. Поэтому угроза использования новых CBDC для отмывания при их массовом внедрение становится очень актуальной.
По материалам www.fatf-gafi.org/publications/virtualassets/documents/report-g20-so-called-stablecoins-june-2020.html