Библиотека? И зачем?
Начну с эпиграфа: «секретный проект Google по сканированию всех книг мира под кодовым названием «Project Ocean» по-настоящему начался в 2002 году, когда Ларри Пейдж и Марисса Майер встретились в комнате, в которой также были 300-страничная книга и метроном. Пейдж хотел узнать, за какое время можно отсканировать более ста миллионов книг, и он начал своё исследование с тех, что были у него под рукой. Используя метроном для поддержания ритма, он и Майер пролистали книгу от корки до корки. У них это заняло 40 минут».
На первый взгляд вообще кажется, что библиотека — не про бизнес: не про бизнес XXI века точно. Но это только кажется.
«Цифровые книги легче сжечь», — написал год-два назад. И вот с этим стоит разобраться, чтобы идти дальше: если вначале книги переписывали (а тех, кто делал это плохо — замуровывали в стену) — на бумаге, пергаменте, даже глине и бересте, потом — начали печатать, а дальше — родился формат .pdf, а за ним и множество других, скажем, .fb2. Но есть и следующий шаг — чтение по подписке: слушаем по подписке музыку и подкасты, смотрим видео и кино, читаем книги — тоже. И вот эти книги, в цифровом формате, сжечь довольно просто: по крайне мере если вы в курсе, что означает, например, сжигание токенов. Или проще — отмена подписки.
Цензура — худшее, что придумало человечество: из-за неё многие изобретения пылятся на полках десяти-, сто- и даже тысячелетиями. И в наше время во многих странах есть запрещённые труды. Web 3.0 решает и эту проблему: уже приводил пример с Minecraft, внутри которого создали настоящую-виртуальную библиотеку с табуированными изданиями. Процитирую, дабы не уходить от первоисточника: «международная организация «Репортеры без границ» ко Всемирному дню борьбы с кибер-цензурой … запустила онлайновую библиотеку с подцензурными журналистскими текстами. В эту библиотеку можно попасть с помощью виртуального конструктора Minecraft. Это одна из самых популярных игр в мире… Пользователь скачивает здание библиотеки, заходит в игру и попадает на остров длиной около километра. Там-то и находится библиотека с текстами, написанными журналистами со всего мира. В библиотеке есть отдельные секции с материалами из России, Египта, Мексики, Вьетнама и Саудовской Аравии».
Теперь умножьте это на возможности того же Decentraland и опыт Second Life и станет понятен потенциал идеи. Но это — только начало: переход offline в online. Есть и обратный тоннель, который вызывает у многих недоумение до сих пор: из онлайна в оффлайн (скажем, цифровая электроэнергия от Hotmine или токенизированные динамические меш-сети).
У оффлайн мира вообще есть мало разрешимая проблема: людям свойственно его разрушать. Потрясающий пример — граффити. Вот фоторепортаж Forbes, где удалось и мне поучаствовать и где запечатлено было полотно, созданное по инициативе местного крипто-энтузиаста Ю. Дромашко:
И где же оно сейчас? Разрублено новой стройкой, а меж тем — это искусство и далеко не в худшем его представлении: даже лучшем. Но этого нет. Опять же — многие придумывали уносить исчезающие предметы в дополненную, виртуальную и расширенную реальность в целом, но это — тоже аспект малый. Недостаточный.
Но, если есть те, кто книги уничтожает, портит, сжигает наконец, должны быть и те, кто их сохранит? Конечно, есть такое среди фолиантов, что лучше бы и не рождалось оно: как стихи поэтов-пролетариев с Кузбасса, о коих писал Е. Гришковец, но речь всё же о том, что достаточно иметь один экземпляр некоего произведения, чтобы с помощью ДРС сделать несколько неубиваемых копий. Как домен неостанавливаемый, но круче.
Часть этого была реализована, например в Synpat — проекте, который позволяет сохранять контент в Steem-подсемействе ДРС (Graphene-семейство), с проверочным хешем внутри Ethereum, а также через magnet-ссылки — в торрент-трекерах. Впрочем, можно найти и иные решения на сей счёт: та же ДРС нового поколения http://readdle.me предоставляет такую возможность. В связи с развитием децентрализованных и/или распределённых хранилищ: Filecoin, Storj, Sia, MaidSafe и прочих всё это станет ещё проще, доступней и цельней, в том смысле, что контент можно будет сохранить в разных форматах, формах и в разные источники. И не так, чтобы за (очень) дорого.
Но всё же: зачем это нужно, кроме как очевидный ответ об обходе цензуры?
- «Рукописи не горят» — фраза известная, но это не так. Кто-то до сих пор пишет от руки (тот же Гришковец), кто-то вынужден сначала сделать текст/эскиз/прочее в «мануальном» режиме. Какие-то книги выходили и/или выходят лишь самиздатом (и я не про проект Литреса) и т.д. И сохранить не просто цифровую копию, но достоверно её верифицировать через тот же набор взаимосвязанных хешей/записей, — уже достижение.
- Тривиальный пример с доказательством авторства — даже рассматривать не буду (тем более что этим занимается много кто: скажем, sharpshark.io), но есть вещи, которые ДОЛЖНЫ БЫТЬ сохранены таким способом, чтобы удалить их было крайне проблематично: вспомните пример Wikileaks, крайне важные сведения от Э. Сноудена и т.д. К прочему надо бы отнести результаты выборов: демократия пришла на смену монархии в XVI-XIX вв. в основном, но к XXI веку устарела сама. То, что называют «блокчейн выборами» к выборам не всегда имеет отношение, а к блокчейну — тем более. Но фиксация результатов внутри ДРС результатов подобных — важная веха перехода к DAO-DEX миру, где консенсус важнее собственно голосования.
- Экологичность — пожалуй, самый значимый аспект всей описываемой затеи: в мире столько книг, что всё это вызывает сомнения, как в том, что всякий держатель книг читал хотя бы их десятую часть, тем более — половину и более. Есть ещё и аспект самого производства: бумажные книги делают не из волокна того же, из коего делали многие виды пеньки, а из деревьев, а книги электронные (в смысле ридеры) требуют редкоземельных металлов, что по определению — не лучший способ их употребления.
И вот это всё Проек Децентрализованной Библиотеки решает. Впрочем, попробую раскрыть подробней.
Архитектура децентрализованной библиотеки (ДБ)
Первое, что необходимо — стандарт помещения УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ книг внутрь ДБ. Книг бумажных в первую очередь и любых оффлайновых вообще. И здесь есть два основных способа:
- Создать ОТКРЫТЫЕ списки домашних библиотек. Конечно, буккроссинг решил вопрос открытости и даже создал правила этичного поведения с общедоступными книгами: более того — и сайты тематики подобной родились (ещё пример). Но всё это — генезис, потому как просто так впустить в дом незнакомца — не просто, тем более — не во всех государствах точно. Поэтому в этом аспекте применим принцип Avito, где площадка даёт доступ к товару (в нашем случае — объекту для чтения), а продавец и покупатель (в нашем случае — владелец книги и арендатор) самостоятельно определяют условия передачи, логистики, возврата и даже вознаграждения (простейший подход — через токены платформы: где книга — NFT, а токены награды — ERC-20 стандарта или любого похожего). Ещё раз: книга бумажная (тем более — с автографом, редкого издания и т.д.) — NFT стандарта ERC-721 или любого нужного, токены платформы — универсальны; предоставляем книгу — получаем в обмен на её NFT-токен токены поощрения платформы от того, кто книгу берёт. Дальше он тоже может книгой распоряжаться по своему усмотрению, не нарушая правила платформы: не портить переданный объект, не нарушать его целостность в общем (вырванные страницы и прочее) и т.д. Подобный обмен может быть, чисто теоретически, бесконечным. При этом важен ещё и факт контроля: постоянная/периодическая передача объекта (книги) — верификация через оракула наличия конечного объекта в оффлайн-форме (в виде печатной продукции с определёнными характеристиками, которые указываются при вносе в каталог платформы ДБ). Как только объект исчезает и это могут подтвердить два оракула с нужной транзакционной репутацией — платформа имеет право: а) уничтожить NFT-токен; б) «прикрепить» к нему цифровой аватар некогда существующего объекта (3D-проекция, pdf-копия или что-то иное это будет — не существенно); в) оставить NFT-токен для коллекционирования (это уже будет не электронный слепок книги, а, скорее, марка-напоминание о её некогда существовании).
- Разместить в многоквартирных домах и/или на улицах различных сёл, деревень, посёлков коттеджных закрытых и т.д. специальные устройства обмена книгами (см. ниже — оранжевый скрин). Знаю, подобных хватает (пример №01, пример №02, пример №03 или совсем уж футуристичный) , но должны быть и существенные различия: во-первых, это простой считыватель, который по каким-то параметрам верифицирует книгу как носитель NFT-токена (это могут быть данные, предварительно внесённые на сайте/в приложении (DAPP-се, конечно же) о годе выпуска, издательстве, количестве страниц, владельце, уникальных характеристиках и т.д., а может быть и просто верификация по 3D-слепку — образу книги); во-вторых, доступ должен быть по уникальному ключу (опять же — никто не запрещает сделать авторизацию через одноразовый NFT и/или через connect wallet; в-третьих, люди должны понимать, что они не просто делают доброе и полезное дело, но ещё и могут на этом заработать. И это тот самый случай, когда транзакционная репутация может копиться с каждой итерацией, потому что ты — и читатель, и библиотекарь, и представитель владельца ценного объекта, и даже издательства в какой-то степени — и всё это сразу. Будет ли это работать? Думаю, да: примеры телефонных будок, модифицированных под Wi-Fi точки, есть; но и в целом подобные «ящики», если посмотреть на них как на узкоспециализированные постаматы, имеют массу дополнительных возможностей, но о децентрализованной почте речь пойдёт в одном из следующих выпусков: в том числе — о проблеме верификации грузов.
В настоящее время открытых библиотек хватает: Library Genesis — пожалуй, один из достойных примеров, но речь идёт о создании полноценного бизнеса, который при этом: а) экологичен в самом широком смысле (то есть и с позиции психологии не потребительской и с точки зрения сохранения природных ресурсов); б) прибылен за счёт токенизации (да и сама токеномика проекта — отдельным шедевром может стать); в) соединяет плюсы не только «чистой» цифры, но и оффлайн-решений. К тому же децентрализация (то есть правильный консенсус, решение через платформу, а не субъекта и т.д.) позволит избежать ГЛАВНОЙ ПРОБЛЕМЫ — доверия, доверия НЕ тем людям, НЕ тем проектам и не тем вообще, кто бы они ни были: «мне странно думать, что где-то в Google хранится база данных с из 25 миллионов книг, и никому нельзя их читать. Это похоже на сцену в конце первого фильма про Индиану Джонса, где они прячут Ковчег завета на какую-то полку, потерянную в хаосе огромного склада. Она там. Книги где-то там. Люди пытались построить такую библиотеку много лет – такое событие означало бы создание величайшего гуманитарного артефакта всех времён. И вот мы сделали что-то для осуществления этой задачи, и уже собирались отдать это миру – а в результате теперь это просто 50-60 петабайт данных на диске, доступ к которым есть у кучки программистов проекта, поскольку именно они его и закрыли».
Безусловно, всё это может показаться не своевременным, непрактичным и каким ещё угодно НЕ, но вот вам примеры обратного:
- На Земле огромное число языков: но по количеству носителей они разнятся и очень сильно. Если вспомнить шифровальщиков навахо или аллегорию «Войны миров» Г. Уэллса, станет ясно, что малое может сохранить большое, а значит, наша задача, человечества, попытаться достижения культуры, литературы — в частности, сохранить как можно в большем объёме. Тем более что не всегда и не всё хранить будем на HDD/SSD. К тому же, сохранение книг на разных языках — уровень децентрализации, который необходим, если хотим «засейфить» разнообразие и воспитать в себе антихрупкость.
- Всё ещё далеки от заселения других планет, приспособленных для нашего вида жизни, но уже делаем первые шаги на пути p2p-освоения Вселенной, а значит — концепт ДБ — не просто «тутошний», земной, но и, как минимум, галактический. Это выглядит, возможно, смешно, но вспомните: когда-то и самолёт, а уж космический корабль — тем паче, считали выдумкой чудаков. И ничего: это не мешает развивать проекты Р. Брэнсону, И. Маску, Д. Безосу или даже сборной государств на МКС. Так и вижу, как странник в стиле героев «Автостопом по Галактике» заходит на небольшой станции, где-то в глубинах мироздания размещённой, в глубь белой улицы и берёт авторизованную копию Белой книги от Сатоши, дабы почитать во время транспортировки на недавно колонизированную планету…
- Можно взять куда более приземленную задачу: AI (искусственный интеллект) способен разбирать данные куда быстрее нас, порой — даже анализировать их лучше и интересней (не даром же есть data-mining), но собирать для него, а в итоге — и для себя, данные по новой каждый раз — утомительно и ни к чему: ДБ решает вопрос как раз сохранности того, что УЖЕ есть и есть за многие века. Да, возможно, это не всем понравится: будет много опять вопросов об авторском праве, о чём-то там ещё, но начинать всегда можно и нужно заблаговременно, потому как отсканировать книги — одно, превратить их в единый и полезный каталог — другое, запустить маховик огромной платформы, распределённой во времени и пространстве, — третье.
Впрочем, вопросов может родиться ещё множество — часть из них решена может быть через дополнительные источники.
Что почитать ещё?
Вот краткий, и неполный от того, список для дополнительного погружения в тему:
- https://habr.com/ru/post/404059/ — почему централизованные решения работают плохо?
- https://www.alexandria.io/#freeinternet — доступ к каталогу на основе открытого индекса.
- https://github.com/dloa — собсвенно, гит оного.
- https://t.me/web3news/308 — библиотека запрещённых книг в Minecraft.
- https://t.me/web3news/1646 — о будущем, связанном с ДБ.
- https://clck.ru/TQeC2 — куда двигаться дальше? Ответ на Хабе.Форклога.
А пока всё и до!